Оставление места ДТП: ответственность, поиск виновников и случаи-исключения


Фото из открытых источников (иллюстративное)

23 февраля в стране проводился Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Не останься равнодушным!». Он был направлен на профилактику происшествий, участники которых оставляют место ДТП.

Почему уезжают?

Сбежать с места ДТП… Звучит страшно. А точнее — страшно безответственно. Часто ли такое происходит? Являются ли трусость и нежелание отвечать за содеянное массовым явлением среди водителей?

— Случаи такие есть, — говорит старший инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Миноблисполкома, старший лейтенант милиции Диана Галузо. — Например, за 2023 год на территории Минской области было совершено 24 учетных ДТП, где водители оставили место происшествия и в милицию о случившемся не сообщили. С сожалением вынуждена констатировать — 8 человек погибли и 17 — получили травмы.


Диана Галузо

— Нет у нас однозначного ответа на вопрос: «Почему скрываются?», — задумывается Диана Викторовна, — ведь все ситуации разные. Довольно часто водитель покидает место ДТП просто потому, что не почувствовал удар, не заметил, что касание произошло. Нередки и признания, мол, испугался. А есть и совершенно бессовестные водители, оставляющие пострадавших на обочине без помощи.

— Надеюсь, наказание для тех, кто едва коснулся другого авто, и тех, кто бросил пострадавшего без помощи, — разное? — предполагаю я.

— Разное. И крайне важно знать, — продолжает правоохранитель, — что Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, предусмотрен штраф в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет. Но, если водитель оставил потерпевшего в заведомо опасном для жизни или здоровья состоянии, он понесет уже уголовную ответственность. И за такое деяние мерой наказания является арест, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет со штрафом.

— А если, скажем, водителю необходимо доставить пострадавшего в больницу? — интересуюсь я. — Ведь ситуации бывают разные: забыл телефон, нет сети и, как назло, никто не проезжает мимо.

— Правилами дорожного движения предусмотрены и исключения, когда можно оставить место ДТП, — отвечает Диана Галузо. — Например, если есть пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, но водитель не может оказать необходимую медицинскую помощь, а возможность вызвать скорую отсутствует. Или, как вы сказали, есть необходимость экстренно отправить пострадавшего в ближайшую больницу — тогда водитель может покинуть место аварии. Но, подчеркну, исключительно для спасения жизни и здоровья потерпевшего, и предварительно зафиксировав положение своего автомобиля, все следы и предметы, которые относятся к произошедшему ДТП. И обязательно, повторюсь, сообщить в ГАИ о произошедшем!

Спасти жизнь

Порой трусость и безответственность убивают. А когда в ДТП есть пострадавший и счет идет на минуты, водитель, убежавший с места аварии, бросивший человека умирать — убийца. И убийца не по неосторожности, а вполне себе намеренно, ибо иногда счет идет на минуты.

Вот конкретный пример. Теплый июльский вечер. В ОДС Смолевичского РОВД поступает сообщение: сбили девочку, точное время происшествия неизвестно. Ближайший наряд летит на место аварии. По приезду становится понятно — виновник скрылся. Скорая забирает ребенка в больницу, а правоохранители начинают поиск водителя. И, естественно, находят, потому что в наше время везде камеры наблюдения, видеорегистраторы и прочие цифровые штуки. В момент задержания виновник оказывается пьян, что, вероятно, и стало причиной побега.

Тем временем инспекторы совместно со следственно-оперативной группой устанавливают обстоятельства ДТП: произошло оно в темное время суток, в черте населенного пункта, но на неосвещенном участке дороги. Асфальт в хорошем состоянии, ям и выбоин нет. Водитель явно двигался с превышением скорости, а с учетом его алкогольного опьянения картина становится более-менее ясной.

За жизнь девочки врачи сражаются несколько дней, но диагнозы страшны: черепно-мозговая травма, кровоизлияние в мозг, гематома над левым полушарием, отек мозга. Ребенок умирает.

Неизвестно, как бы сложилось все, если бы водитель сразу же позвонил в «скорую». Конечно, нельзя утверждать, что девочка осталась бы жива, но совершенно точно, шансов выжить у нее было бы больше, ведь время решает многое.

Найдут в любом случае

Подполковник милиции Ушолик Павел Михайлович, начальник межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ УВД Миноблисполкома с гордостью делится статистикой.

— Раскрываемость, как видите, — 100%. В наше время невозможно остаться незамеченным, — говорит он, — везде есть камеры, практически каждое авто оборудовано видеорегистратором. Не бывает такого, чтобы никто не видел ничего и не слышал. Свидетели находятся почти всегда. Даже если это какая-нибудь не слишком оживленная дорога. Обязательно будут и следы: осколки фары, например, или пластика. По ним установим марку авто, если повезет, то и модель. Далее работа с базой данных, сделаем выборку подходящих автомобилей и начнем их проверку, начиная с зарегистрированных территориально близко к месту ДТП. В общем, не буду профессиональные секреты раскрывать, но подчеркиваю — авто в любом случае найдут, водителя установят. Это совершенно точно могу вам сказать.

— С вероятностью 100%? — улыбаюсь я, кивая на статистику.

— Так точно, — улыбается Павел Михайлович.

Слова подполковника милиции подтверждают и парни, работающие, так сказать, на передовой — инспекторы ОГАИ Борисовского РУВД, старший инспектор ДПС капитан милиции Владимир Лавров и инспектор ДПС лейтенант милиции Кирилл Зенькевич, с которыми мне довелось поработать.

— Постараюсь придумать вводные посложнее, — сразу же озадачиваю парней. — Например, сбили пешехода на проселочной дороге, между деревнями. Ездят здесь мало, очевидцев нет. Пострадавшего заметил спустя время проезжающий водитель. Он же позвонил в 102 и 103.

— Так это даже не самая сложная задача, — улыбается Владимир, —потому что с крайне высокой вероятностью виновник будет кто-то из местных, ехавший, скажем, из одной деревни в другую, возможно, в ту, где есть магазин.

Владимир в ГАИ работает уже 7 лет, инспектор опытный, работу свою любит, глаз у парня горит.

— А порядок работы таков, — продолжает он, — выбываем на место происшествия, тщательно осматриваем его, по возможности устанавливаем марку транспортного средства, совершившего ДТП. Сейчас это можно сделать по осколкам деталей. Наряды, которые работают в системе единой дислокации, ориентируются на розыск этого авто. Характерные следы повреждения на нем будут в любом случае: разбитое лобовое, фара, бампер. Осматриваем близлежащие дворы, гаражи. Если чужой кто-то катался — местные всегда расскажут. Часто и номер запоминают. Сообщат также, если свой кто-то нетрезвым ездил, например. Ну, а если не местный и быстро найти не получилось, — оперативно-розыскные мероприятия проводятся и в ближайших районах, и в городе, и в других регионах, граничащих с тем, где случилось ЧП. А если нужно, то и по всей области, ведь информация сразу передается. Тут уж шансов скрыться у виновника никаких.

— Находим, — присоединяется к разговору второй инспектор, — всегда находим.

И напоследок

Помните, покидая место ДТП, вы почти наверняка лишитесь водительского удостоверения. Даже совершив небольшое столкновение с другим авто, даже, если вы сильно испугались, — ни в коем случае не уезжайте! Если второй водитель на месте и у вас обоих все документы в порядке, а повреждения авто незначительны — можно даже не вызывать милицию. Составьте европротокол, следуя инструкции, и все будет в порядке.

Но, если вы сбили человека — в милицию и скорую позвонить нужно обязательно, не медля ни минуты, даже если пострадавший заверяет вас, что не так и сильно травмирован. Уехав с места ДТП, вы, вполне возможно, очень скоро поедете в «места не столь отдаленные».

Не забывайте, что, вызвав на место аварии медиков и правоохранителей, вы можете спасти пострадавшему жизнь. И не сломать ее себе.

#беларусь #дтп
Что ещё почитать:

Сосед погиб при распиле дров: подробности трагедии в Беларуси

Белорус в мае заказал авто из Кореи, но машины до сих пор нет — подробности непр...

Пенсионерка из Пинска страдает от «голубиной атаки»

Можно ли обменять подарочный сертификат на деньги, рассказал адвокат

В Беларуси появился новый производитель автобусов

Ловкий посредник переиграл мошенников и стал жить на широкую ногу в Пинске

Жесткое ДТП под Брестом: столкнулись два Nissan

Сколько можно заработать на семенах тыквы, если сдать их в заготпункт в Баранови...