Почти каждый третий белорус тратит все деньги и ничего не откладывает
Фото носит иллюстративный характер
К таким выводам пришли социологи в исследовании «Оценка и анализ финансовой грамотности населения Республики Беларусь», проведенном в 2024 году Институтом социологии НАН Беларуси по заказу Нацбанка.
Сначала тратят, а потом откладывают
Наиболее популярной среди белорусов является стратегия «остаточного сбережения» – более 40% опрошенных сначала совершают все необходимые траты, после чего откладывают денежные средства. Тех, которые все тратят и ничего не откладывают на сбережения, оказалось 28%. Из них тратят все заработанные средства, при этом дополнительно используют кредиты/займы, 3,3% опрошенных. Такие данные приводятся в исследовании финансовой грамотности белорусов.
Придерживаются стратегии эффективных трат (чаще откладывали средства до того, как осуществляли траты) чаще других жители Гродненской, Брестской областей и Минска – (34,0%, 30,7% и 30,2% соответственно). Доля респондентов, которые все тратят и ничего не откладывают на сбережения, выше среди жителей Витебской области (47,8%).
А если выиграют в лотерею?
Значительная часть респондентов имеют установки на сбережение или потребление, но не на инвестирование, показали результаты исследования.
Так, у белорусов поинтересовались, как они распорядятся 50 тыс. руб., полученными дополнительно к их личному или семейному доходу в результате выигрыша в лотерею.
Большинство опрошенных в этом случае склонны тратить или сберегать, но не инвестировать. В случае возникновения подобной ситуации практически каждый третий белорус реализует «сберегательную» модель поведения (27,8%). При этом лидирующую позицию среди населения занимает «потребительская модель» – ее выберут 45% опрошенных. Белорусы признались, что потратят полученную сумму на покупку товаров/услуг (12% респондентов), погасят кредиты/задолженности (9,3%), используют в качестве первоначального капитала для покупки недвижимости (23,2%).
Предпочтут инвестиционные финансовые инструменты (ценные бумаги, акции и т.п.) в целях получения экономической выгоды всего лишь 8,4% опрошенных.