Прошло уже более тринадцати лет с тех пор, как окружной суд Венерсборга удовлетворил иск компании Saab, попросившей признать себя банкротом. В тот день закончилась достаточно славная история известной шведской марки. Впрочем, умер этот автомобильный бренд лишь на бумаге, ведь и сегодня он продолжает жить в сердцах фанатов, которые очень берегут артефакты, напоминающие о существовании любимой марки, — автомобили с той самой короткой аббревиатурой и изображением грифона на логотипе. Их ещё можно встретить на наших дорогах. Да вот же они — живее живых!
Об одном из таких представителей канувшего в Лету бренда сегодня расскажет наш читатель. Андрей — неисправимый «саабовод». В 2011 году он впервые сел в авто этой марки и чётко осознал: отныне — только Saab!
«Не влюбиться невозможно!»
— До этого я уже был хорошо знаком со шведским автопромом: в своё время водились у меня разные машины Volvo, — вспоминает мужчина. — А первый Saab — «девятитысячный» — появился в моей семье четырнадцать лет назад. Потом была более распространённая модель 9-5 в кузове седан. Сейчас же я владею двумя «Саабами»: универсалом 9-5 и седаном 9000 2001 и 1996 годов выпуска соответственно.
— Чем же вас так привлекла эта марка автомобилей? — интересуемся у Андрея.
— Нравится мне стиль авто, его не спутаешь ни с каким другим. Saab — это про индивидуальность. Сидя в такой машине, вы не останетесь незамеченным: она всегда привлекает к себе внимание. Люблю бренд и за достаточно прогрессивные для своего времени технические решения, добротное оснащение авто и их комфорт. Помимо этого, всегда славилась шведская марка своей безопасностью. На ней производитель делал особый акцент, известно, что компания стала пионером во многих начинаниях, касающихся данного вопроса. Да и в целом сама конструкция автомобилей — простая и надёжная — внушает мне доверие. Но главное, конечно, эмоции, которые дарит машина. Их сложно объяснить словами — нужно просто сесть и проехаться в этом авто. Не влюбиться невозможно! Вот я как оказался за рулём Saab однажды, так сразу понял: не хочу теперь ничего другого!
— Вы упомянули, что на данный момент владеете двумя автомобилями полюбившейся марки. И если модель 9-5 всё ещё достаточно распространена, то её хорошо сохранившихся предшественников сегодня нечасто встретишь на наших дорогах. Расскажите: как вы стали обладателем «девятитысячного»?
— Появился он у меня года три назад в результате целенаправленных активных поисков именно этой модели. Что интересно, идти далеко мне за ней не пришлось: машина ждала меня фактически в соседнем дворе! Заплатил полторы тысячи американских долларов — и она моя.
— На момент покупки автомобиль был на ходу и находился в относительно хорошем состоянии. Но малость поработать над ним всё-таки пришлось. Первым делом я немного подварил кузов, на будущий год полностью перекрасил авто. Ну и, конечно, обслужил. Вот, собственно, и всё, глобальных вложений и капитальных ремонтов машина не требовала. Все манипуляции проводил сам с минимальными расходами. На данный момент Saab, на мой взгляд, находится в достойном состоянии. Хорошо сохранившихся «тысячников» у нас, действительно, уже немного осталось…
«Модель 9000 — машина выходного дня»
— Расскажу подробнее об автомобиле. Он оснащён турбобензиновым двигателем объёмом 2,0 литра. Мотор выдаёт 150 лошадиных сил и работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. Комплектация авто по нынешним меркам достаточно простая, но бизнес-класс того времени напоминает о себе кожаным салоном и такими опциями, как, например, подогрев сидений и ABS. В целом всё самое необходимое в этом экземпляре есть, лично мне вполне хватает!
— Ежедневно я передвигаюсь по городу на своём универсале. А модель 9000 — машина выходного дня. Стараюсь её беречь, зимой эксплуатирую редко, но всё же иногда «выгуливаю», чтоб не застаивалась. А недавно вот 9-5 сломался, так пришлось на «тысячном» ездить на работу и по насущным делам…
— За время владения тысяч тридцать километров я на этом авто уже проехал. И никаких проблем с ним не возникало, ни разу иномарка меня не подвела. А я в свою очередь ни капельки не пожалел, что купил этот автомобиль. Простой, надёжный, неприхотливый, выносливый, практичный — все эти характеристики сыграли ключевую роль в моей привязанности к Saab. Деньги из меня машина совсем не тянет, несмотря на свой солидный возраст. Только расходники меняю и езжу в своё удовольствие! Единственное, пришлось как-то повторно перекрасить капот и передний бампер: на парковке немного повредили эти элементы.
— «Девятитысячный» достаточно уверенно чувствует себя как в городском потоке, так и на скоростной магистрали. В городе он расходует примерно 10 л бензина на 100 км, по трассе берёт литров семь. Крейсерская скорость этого авто — 120—130 км/ч, в таком режиме и расход топлива небольшой, и двигаться вполне комфортно.
— А какие недостатки за время владения вы выявили в данном экземпляре?
— В фарах со временем выгорают отражатели, и оптика даёт очень тусклый свет. Однако такой изъян можно списать на почтенный возраст машины. Да и при желании всё реально исправить. Ещё я сразу купил и вожу с собой новую кассету зажигания: рано или поздно любой владелец Saab сталкивается с проблемой данного узла. Ну а вообще, известное слабое место этих авто — кузов. Впрочем, мне с ним, я считаю, повезло: он действительно неплохо сохранился. 9-5 более свежая модель, а по её кузову было куда больше работы…
— А что, если сравнить 9000 и 9-5 по другим критериям?
— Возможно, 9000 немного проигрывает 9-5 по комфорту и практичности. Но, честно говоря, в «девятитысячном» я чувствую себя гораздо увереннее. В нём попроще мотор и подвеска. В целом у меня больше доверия к возрастным авто, эти машины уже проверены временем. Их и правда создавали инженеры, а не маркетологи.
«Основная трудность — поиск кузовных элементов»
— Если потребуется отыскать запчасти на модель 9000, не возникнет сложностей?
— С расходными материалами никаких проблем нет. По технической части многие детали подойдут от других моделей. Основная трудность — это поиск кузовных элементов. Не все компоненты можно найти, особенно на седан. Впрочем, при большом желании, думаю, нет ничего невозможного. Но в любом случае ездить на «девятитысячном» нужно максимально аккуратно.
— Если же всё-таки понадобится редкая кузовная деталь на Saab, где её искать?
— Можно попробовать посмотреть на разборках. Но лично я с любыми вопросами о машине в первую очередь обращаюсь в белорусский клуб собственников автомобилей Saab. Сообщество у нас очень дружное, в нём всегда помогут делом или советом! Я долгое время владею «Саабами» и с помощью соратников в Сети всегда находил всё, что мне было нужно. Вот и недавно мне камень в лобовое стекло прилетел — уже отыскал новое в клубе!
— Кстати, в Saab Club периодически организовывают офлайн-встречи, я однажды участвовал. Очень интересно было пообщаться с единомышленниками, посмотреть на авто других и своё показать. Хочу отметить, что «саабоводы» очень дружелюбны, всегда поприветствуют в потоке, всегда выручат в случае необходимости…
— Много ли в клубе владельцев модели 9000?
— Точную цифру я, конечно, не назову… Они есть, но, к сожалению, не так много. Большинство участников нашего сообщества ездят на более популярных моделях 9-5 и 9-3.
«Многие даже марки такой не знают»
— А вообще, часто сегодня Saab в потоке встречается? Либо всё-таки количество автомобилей этой марки на дорогах неумолимо сокращается?
— Зимой редко найдёшь «Сааб» в потоке. Но вот с наступлением тёплого сезона, по моим наблюдениям, этих автомобилей становится гораздо больше. Видимо, многие берегут свои авто и прячут их в зимний период в гаражах.
— Как окружающие реагируют при виде редкой машины на дороге?
— С интересом! Часто замечаю, как на светофоре Saab рассматривают автомобилисты с соседних полос. Обращает внимание на машину в том числе и молодёжь: многие даже марки такой не знают… На парковках и заправках люди, бывает, подходят, интересуются, что за модель, какие характеристики. Спрашивают, не продаю ли…
— А вы продали бы свою любимицу?
— Нет, избавляться от машины я не намерен. Это моя отдушина: люблю сесть в неё и просто кататься по вечернему городу. В планах и дальше поддерживать авто в достойном состоянии. В ближайшее время собираюсь его обслужить, заменить лобовое стекло и провести ремонт стартера. Если и передам кому Saab, то только брату по наследству: хотелось бы, чтобы автомобиль остался в семье.