В июле страны ЕС ужесточили санкции в отношении граждан Беларуси. Согласно новым правилам, под запрет на ввоз подпали многие товары. Список нового европейского регламента огромный и занимает более 200 страниц. Что касается автомобильных запчастей, то «запрещёнкой» оказались детали для двигателей и подвески, фары, замки, ключи, стекло, электрические системы сигнализации, резиновые прокладки, шайбы и прочие уплотнители. Словом, перечень товаров широкий.
Журналисты av.by поинтересовались у челноков, удаётся ли им перевозить санкционные товары и выгодно ли это для конечного потребителя в нынешних условиях. А также спросили у официальных продавцов, как сейчас обстоят дела.
Привоз автомобильных запчастей и масел из Европы для жителей приграничных городов всегда был актуальным бизнесом. Челноков не пугали многочасовые очереди в пунктах пропуска. Ради дополнительного дохода они готовы были стоять сутки, а то и больше. С одной поездки в среднем можно было заработать 100 долларов.
Схема выходила простая. В Польше есть сайт-посредник — сервис доставки из европейских интернет-магазинов. Покупатель находил нужную ему вещь, сбрасывал ссылку на сервер, а организация занималась выкупом и привозом продукции.
Самыми распространёнными товарами были моторное масло, сцепление, бамперы, фары. На разные марки ставились разные цены, но ниже, чем в Беларуси, в среднем примерно вдвое.
«Не каждый магазин в Польше соглашается выписывать такс-фри»
А как после новых ограничений обстоят дела? Мы нашли в Гродно мужчину, который много лет занимается перевозкой автозапчастей из Польши, и поинтересовались у него, как в новых условиях работает его бизнес.
— Если через Литву, то в основном всё едет! Не оформляешь «ваты» — машину не смотрят вообще! А если уже отбивать, тогда таможня будет тщательно осматривать весь автомобиль и не допустит провоза «запрещёнки». Например, сцепление можно провезти на «ваты», а маховик к сцеплению — уже нельзя.
Буквально на прошлой неделе мужчина вёз два комплекта сцепления (300 евро каждый) через КПП «Брест — Тересполь».
— «Ваты» отметили без проблем. Всё намного лояльнее стало в этом пункте пропуска! Таможня редко смотрит машины дотошно.
Правда, есть проблема в другом — не каждый магазин в Польше соглашается выписывать такс-фри.
— Им пришло указание проверять в какой-то базе по коду товар, который выписывают. И если он под санкциями, то не оформят вам ничего!
Со слов собеседника, спрос на автозапчасти из соседней страны остался прежним.
— Даже без «ватов» они выходят дешевле, чем у нас! К тому же в Беларуси многих компонентов нет, поэтому приходится там покупать. У нас ведь больше китайского!
Что касается моторных масел, то спрос на них упал, так как челнокам везти их уже невыгодно: цены в РБ и Польше примерно одинаковые.
— А вот масло для лодок пользовалось большим спросом летом — его у нас днём с огнём не сыщешь! Больше везут ремни ГРМ, сцепления, фары, крылья...
«Белорусский паспорт показываешь — до свидания, пан!»
А что у официальных продавцов? Мы пообщались с владельцем одной из гродненских СТО, где также продают автозапчасти. Всё ли есть в наличии и поднялась ли стоимость деталей в последнее время?
— Все фирмы-производители делятся на два типа: есть те, кто перестал поставлять, и те, кто продолжает это делать, но только с китайских заводов! Также на наш рынок вошли новые бренды: турецкие, китайские, испанские. Получается, одни марки ушли, вторые — появились.
Насчёт цен: произошло небольшое удорожание из-за логистики. Существуют некоторые проблемы с автозапчастями для немецких автомобилей — Volkswagen и Mercedes.
— Нет высокотехнологичного оригинала! Он в Беларусь ввозится, однако ценник у таких сложных компонентов будет космическим. Например, если в Польше деталь стоит 100 рублей, то у нас за такую же в магазине просят все 250! А что касается азиатского автопрома (но не китайского), то проблем нет. Всё необходимое для корейских и японских машин есть в наличии или можно под заказ привезти в течение пары дней.
Собеседник убеждён: сейчас ввозить автозапчасти из Польши нет необходимости. И на это есть несколько причин.
— Когда только ввели санкции и люди не знали, как логистику провести, тогда ещё оттуда возили. И был смысл: стоимость там реально оказывалась ниже. А сейчас у нас в Беларуси всё налажено, всё можно привезти… И цены более-менее сравнялись. Вот, например, на польском сайте комплект ГРМ в пересчёте стоит 195 белорусских рублей. У нас такой же — 233 рубля! Производитель один — итальянская фирма Dayco. Смысл покупать там, сэкономив 40—50 рублей? Но хуже, когда привезёшь деталь, а на СТО скажут, что не подходит! Как потом возвращать? Ну и «ваты» сейчас не на всё выпишешь — это ещё одна причина. Белорусский паспорт показываешь, а тебе поляки говорят: «До свидания, пан!»
Моторные масла в Беларуси сейчас тоже подешевели, нет больше дефицита на них. Соответственно, и спроса на «закупы» в Польше тоже нет, рассказывает предприниматель.
— Есть проблема с электронными клапанами EGR для Volkswagen. Их делает только одноимённая фирма. Кто их станет покупать, если он будет стоить 2 000 белорусских рублей? Проще отшить, перепрошить и сделать в машине «Евро-0», а не «Евро-6». Это касается дизельных автомобилей в первую очередь.
Шинник с рынка: «Крутимся как можем!»
Мы сходили на гродненский рынок и прошлись там, где продают автомобильные масла и запчасти. Может, здесь кто-то возит под заказ? Но все торговцы в один голос заявили: товар берут у официальных импортёров в Минске!
На выходе заметили мужчину, который предлагал бэушные шины. Павильон совсем небольшой, да и выбор тоже. Например, комплект зимних покрышек Goodyear в типоразмере 205/55 R16 здесь стоит 140 долларов. Поинтересовались, как продавец ввёз свой товар в новых условиях.
— Беру в основном у перекупов! Они пригоняют машины из Европы на хорошей резине… Перед продажей меняют её на более бюджетную, а эту перепродают! Кто-то на запаске перевозит… В общем, крутимся как можем, — честно ответил мужчина.
**
К слову, в специализированных чатах и на крупной онлайн-площадке мы тоже не заметили привычных объявлений, касающихся автомобильных товаров из Польши. Стиральные порошки и другая бытовая химия — это пожалуйста, а вот моторных масел не представлено совсем... Выходит, желающих стоять на границе в одну сторону 15—20 часов, чтобы кому-то сэкономить на обслуживании авто, уже нет? Либо эти люди стараются не афишировать свою деятельность.