Белорусы отправились в Мурманск на «электричках» — не обошлось без потерь

03.11.2024 12:01
Транспорт

В Мурманск на автомобиле — уже звучит как авантюра. А на электромобиле? А если сразу на двух? Артур Туманов из tesla-cars.by решил не упрощать задачу и вместе с единомышленником Евгением устроил нетривиальное путешествие за полярный круг. И теперь рассказывает, как все прошло, пишет Onliner.

Звучит как план

Несколько лет назад Артур уже ездил в Мурманск — на «Тесле» зимой. Это была очень напряженная поездка: по дороге туда под Кемью батарея разрядилась в ноль, а на обратном пути отказал тепловой насос, так что в –20 градусов пришлось спасаться при помощи греющих стелек.

— Самое главное даже не это, а то, что когда была полярная ночь, у меня было ощущение, что я ничего тогда не увидел: световой день длился всего 4 часа, а все остальное время было темно, — вспоминает Артур.

Вот так родилась идея повторить «по светлому», причем на электрическом кабриолете (а строго говоря, родстере) MG Cyberster. А чтобы было еще веселее, решили ехать на двух электромобилях. На самом деле это лишь затрудняло задачу, поскольку далеко не везде можно зарядить две «электрички» сразу.

Вот так попутчиком MG Cyberster стала Tesla Model S Plaid. Китайский автомобиль оборудован батареей емкостью 77 кВт·ч и разъемом стандарта GB/T, европейская версия американского электрокара — аккумулятором на 100 кВт·ч и CCS Combo. Для MG запас хода составляет 520 км по циклу CLTC, для Tesla — 600 км по более реалистичному WLTС.

Ребята предусмотрительно взяли с собой несколько переходников, два удлинителя на 50 и 20 метров и еще кое-что.

— Исходя из собственного опыта, я вожу с собой «в глушь» трехфазную розетку. Дело в том, что щиток есть всегда, специалиста можно найти по объявлению, а вот самой розетки может не быть, — делится лайфхаком Артур.

А подключения к сети планировались. План был такой: максимально быстро добраться до Петрозаводска — именно по пути до этого города встречались мощные зарядные станции. Исходили из расчета, что между ними будет расстояние в 300—350, максимум 400 км, на что оба электромобиля были способны.

А вот дальше все было сложнее. В Сегеже есть только медленная зарядка при отеле, затем вообще ни одной зарядки, даже в Мурманске. То есть там уже надо было запитываться от трехфазной розетки.

От зарядки до зарядки

— Первый конфуз у нас случился в Полоцке. Там есть две станции по 50 кВт. Приехали, успешно подключили наши автомобили, они начали заряжаться, а через 20 минут где-то выбило автомат, и обе колонки обесточились. По счастью, такие же зарядки есть и в Новополоцке — там все прошло без сбоев, — рассказывает Артур.

Затем была дорога на Псков — последние 50 км по Беларуси до российской границы пришлось ехать по ремонтируемой трассе. Здесь выяснилось, что у MG энергоемкая подвеска, разве что на ухабах сильно раскачивается задняя часть кузова. Tesla c пневмоподвеской в таких условиях ехала приятнее. А еще она оказалась экономичнее, несмотря на бóльшую мощность и вес.

— Во время поездки мы проводили разные эксперименты. В режиме 90—100 км/ч Tesla расходовала 15 кВт·ч / 100 км, а MG — 17 кВт·ч. На одном отрезке Tesla встала в воздушный мешок за фурой и ехала вплотную к ней (MG решили пощадить, так как он не был оклеен бронепленкой). Так вот в таком режиме получили расход 11 кВт·ч / 100 км, — утверждает Артур. — Забегая вперед, скажу, что перегон в 400 км MG заканчивал практически с пустой батареей. Tesla же приезжала с запасом в 25—30%: она экономичнее, и аккумулятор у нее большей емкости.

Следующая остановка была в Пскове, где удалось воспользоваться бесплатными станциями на 150 кВт. И уже поздно вечером путешественники были в Санкт-Петербурге (из Минска, к слову, выехали в 11 утра).

— В Санкт-Петербурге примерно та же проблема, что и у нас: зарядных станций вроде уже много, но не все хорошо работают или вообще запускаются. Причем если у нас фактически один крупный оператор, то там — 7—8, причем с разным уровнем качества. Плюс у каждой сети свое приложение, в некоторых из них белорусская карточка не привязывается или нужен российский номер телефона. Поэтому в идеале нужно иметь российский номер и российскую карточку, — объясняет Артур. — Что еще? В Санкт-Петербурге почти все станции платные, в других городах, том же Пскове, — бесплатные, по крайней мере пока. Встречаются колонки на 150 кВт, но максимум, который мы видели в этой поездке, — 100 кВт у Tesla и 80 кВт у MG.

И да, маршрут приходилось корректировать с учетом зарядных станций. В том числе и по этой причине Ладожское озеро пришлось объезжать по северной стороне — в Сортавале есть быстрые станции, тоже бесплатные. Впрочем, эта дорога красивее южной, по ней ребятам хотелось проехать ради хороших видов.

Ну а в Петрозаводске всего одна точка на 50 кВт, так что машины пришлось заряжать по очереди. Чтобы хоть немного ускорить процесс, второй автомобиль параллельно подключали к медленной зарядке, затем наоборот.

Еще 300 км, и вечер второго дня встречали в Сегеже. При отеле имеется медленная зарядка на 22 кВт. Но это уже переменный ток, и здесь вопрос, на сколько рассчитано бортовое устройство самого электромобиля. Европейская Tesla готова принимать до 11 кВт на трех фазах, а MG — только 7 кВт на одной фазе.

Было решено первым поставить на зарядку китайский родстер, а уже утром — «Теслу». Но американская «электричка» вообще отказалась «дружить» с этой станцией (наверное, из-за некачественного заземления).

В итоге Tesla стартовала с зарядом около 30%, то есть с запасом хода около 150 км. Между тем до Кеми было порядка 160 км. На финише компьютер показывал нулевой заряд, но главное, что автомобиль добрался до отеля своим ходом. Можно выдохнуть?

— В отеле нашлись и щиток, и электрик — вот тут и пригодилась наша розетка на три фазы. Правда, электрик что-то перепутал с подключением — впервые в моей практике было спалено мобильное зарядное устройство, — делится Артур. — Со второй попытки местный «профи» все же сумел все сделать правильно. Но поскольку у нас осталась лишь одна зарядка, машины мы теперь могли заряжать только по очереди. Начали с «Теслы», которую оставили заряжаться на ночь. Утром поставили заряжаться MG, а сами отправились на экскурсию.

Кемь находится на Белом море, и из нее ходят корабли и катера на Соловецкие острова. Ты встаешь рано утром, тебя везут часа полтора на скоростном катере, ты там целый день ходишь и потом полтора часа возвращаешься обратно. Очень запоминающиеся и очень красивые места.

За полярным кругом

— Еще 300 км — и мы переехали в Кандалакшу. Большой отель при яхт-клубе, рядом идет строительство пирса, а где строительство, там и трехфазная розетка. За ночь зарядили обе машины и спокойно до обеда стартовали в Мурманск, — продолжает Артур. — По части архитектуры в Мурманске ничего особенного, типовые панельки, но очень необычные пейзажи: город стоит на сопках, там большие перепады высот. Плюс можно устраивать настоящий гастрономический тур — ведь там свежие и недорогие морепродукты.

В Мурманске нет ни одной быстрой зарядки, ребята использовали медленную при отеле, благо можно было зарядить сразу две машины. А уже на следующий день отправились в Териберку. Это самая северная точка России, куда можно добраться по автомобильной дороге.

— И вот тут нас ждал небольшой сюрприз, — интригует Артур. — В Териберке нет заправок, на чем иногда попадаются автопутешественники (расстояние от Мурманска — 130 км, не все задумываются о необходимости иметь запас топлива на обратную дорогу). А вот зарядная станция там уже есть. Правда, медленная.

Но туда никто не приезжает на несколько часов. Там есть чем заняться в течение одного или даже нескольких дней. Основные варианты времяпрепровождения — туры по местности на квадроциклах, наблюдение за китами. Последних мы так и не увидели, только морских котиков. Еще и в шторм попали на обратном пути. Но природа красивая.

Дальше маршруты путешественников расходились.

— Евгений на MG поехал назад в Минск, а я, уже на «Тесле», отправился в Норвегию. Заехал на Нордкап, Лафотенские острова, затем через Швецию, Эстонию и Латвию вернулся в Беларусь, — явно намекает на «сиквел» Артур. — У меня вся поездка заняла 28 дней, у Жени — 12. Обратная дорога на MG прошла почти без приключений — за исключением того, что в Кеми было спалено второе зарядное устройство и пришлось часов 10 «питаться» от обычной розетки на 220 В, чтобы хватило до ближайшей зарядной станции в Сегеже.

Пора подытожить

Не многовато ли внимания уходило на вопросы с зарядкой?

— На самом деле это немного выводит из равновесия, — признает Артур. — Но я, во-первых, привык, а во-вторых, ко всему готов: несколько зарядок, несколько переходников, два удлинителя. Впервые я столкнулся с тем, что спалил два зарядных устройства из-за неправильного подключения розетки электриком (уже в Минске выяснилось, что отделались лишь предохранителями). И понял, что, наверное, стоит обучиться этому и все делать самому.

Ну и в любом случае зарядная инфраструктура решает. Несмотря на то что у нас нет суперчарджеров, ты можешь путешествовать на электромобиле, проезжая в день около 1000 км. И это нормально, если у тебя не гонка, а просто автомобильный туризм, когда ты можешь совмещать зарядку с обедом или культурной программой.

Мы постоянно видели одних и тех же путешественников: люди на обычных машинах ехали примерно в нашем темпе, потому что тоже хотели что-то посмотреть по дороге. Понятно, что если бы стоял вопрос, кто быстрее, они бы прибыли в Мурманск на 1,5—2 суток раньше. Но если бы мне нужно было быстро попасть в Мурманск, я бы полетел на самолете. А я хотел посмотреть все эти красоты, побывать на Соловках, в Мурманске, в Териберке. Там действительно очень красивые места. Если бы время позволяло, я бы и в Санкт-Петербурге еще побыл, и в Петрозаводске, и в Медвежегорске. Карелия же сама по себе очень красивая.

В целом MG с задачей справился: до зарядок он доезжал, пусть и на пределе. Основная проблема в том, что ты не можешь взять с собой много багажа, так что вынужден путешествовать налегке. И на такой машине лучше ехать не на север, а на юг. Открыть крышу и наслаждаться теплой солнечной погодой. В последние дни в Мурманске было +22 градуса, но в Териберке только +8…

Идея для нового путешествия? Читал, что кто-то в начале XX века проехал от Нордкапа до Кейптауна. Вот это было бы интересно — проехать от северной точки Европы до южной точки Африки.

Зная о предыдущих путешествиях Артура, мы практически не сомневаемся, что и этот тур он, если захочет, сможет воплотить в жизнь.