Казалось бы, покупка новой машины в автосалоне – залог юридической чистоты. Но иногда слово «залог» приобретает иной смысл.
В редакцию ABW обратился читатель, который столкнулся с весьма сложной ситуацией – на первый взгляд даже фантастической. Тем не менее…
«В 2014 году в одном из автохаусов Минска я приобрел новую (как было озвучено) Hyundai IX35. Заключил договор купли-продажи с компанией, менеджер оформил все нужные документы, после чего я поставил машину на учет в ГАИ и получил свидетельство о регистрации.
Верой и правдой автомобиль прослужил мне более 10 лет. Но вот пришло время продать Hyundai и обновить семейный автопарк.
Чтобы у потенциального покупателя не было вопросов по истории машины, хотя я единственный ее владелец, заказал отчет по VIN. И каково же было мое удивление, когда в отчете появилась информация, что машина находится в залоге в Российской Федерации! То есть через 10 лет после покупки новой машины я узнал, что она мне не принадлежит! Хотя она официально была на меня оформлена.
Конечно, теперь найти покупателя на такую машину будет очень сложно. А скрывать факт залога мне совесть не позволяет. Обратиться в автохаус не могу – его уже нет. Подскажите, есть ли выход из этой ситуации?»
Мутная история
ABW попросили читателя предоставить все имеющиеся у него документы по машине и вот какую историю раскрутили.
Оказалось, что, согласно регистрационной карточке, читатель, по крайней мере по документам, не первый владелец машины. Первым ее 30 января 2014 года в автосалоне «Рольф» у официального дилера в Москве приобрел некий Андрей Д.
Согласно свидетельству о регистрации автомобиля, выданному белорусской ГАИ, ПТС на авто был оформлен 27 января 2014 года, и уже 1 февраля 2014-го машина стала на белорусский учет.
Кто же этот Андрей Д., который в России был «владельцем» автомобиля всего один день, возможно даже неполный? Учитывая наш богатый опыт в подобных историях, мы с уверенностью можем утверждать, что это «вешалка». А этот человек с большой долей вероятности может и не знать, что на него оформлена машина. Как и для чего это делается – чуть позже.
Идем дальше. Вбиваем VIN машины тут и выясняем, что этот же Андрей Д. является залогодателем. То есть он передал машину в залог под некие финансовые обязательства, скорее всего кредит. Залогодержателем при этом является ООО «ЭОС». И это вряд ли банк или иное финансовое учреждение. Поэтому заходим сюда и выясняем о данной организации имеющуюся информацию.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц России, это профессиональная коллекторская организация. То есть компания выкупила долг у того, кто выдавал кредит под данную машину и по характеру своей деятельности занимается взысканием долга от своего имени, став залогодержателем имущества.
Только вот где загвоздка.
Залог машины зарегистрирован в январе 2015 года, то есть машина уже год как бороздила просторы Беларуси, физически в России ее не было, но на нее вешается залог, что подразумевает под собой физический осмотр машины представителем юридического лица, которое залог принимает.
Таким образом, варианта два. В России сделали машину-«двойник», которая физически есть, т.е. она с поддельным VIN. Или такой машины нет и она существует только по документам. И это чистая афера с кредитом, когда он выдается под залог чего-либо, но этого «чего-либо» не существует, а документы есть. Такие схемы в России распространены, и мы об этом писали не раз.
А еще обратите внимание на номер паспорта Андрея Д. – одни нули. Место жительства – Ульяновская область. Даже без указания конкретного адреса. Это как минимум странно. И, похоже, свидетельствует о том, что «финансовое учреждение» явно приняло участие в этой афере, но подошло к оформлению обязательных документов весьма формально.
Теперь заходим сюда и выясняем что Андрей Д. в должниках не числится и российские судебные приставы его не ищут.
Как так? Должен, но не должник? А это только подтверждает факт финансовых манипуляций.
При этом окончание договора залога – 12.02.2020, то есть срок обязательств по залогу автомобиля давно истек.
В общем дело действительно мутное. И кто-то в России явно нажился на этом, оставив неприятный след в юридической чистоте автомобиля.
Что делать?
Вариант первый – обратиться за проведением экспертизы, чтобы доказать оригинальность VIN. Если он подтвердится, на руках будет официальный документ (заключение эксперта) и покупательская привлекательность машины сильно повысится.
Но что если VIN окажется поддельным? Тогда машина превратиться в «недвижимость» – эксплуатировать автомобиль в таком случае запрещают ПДД. Более того, в соответствии с постановлением Совмина №1849, ГАИ вообще может аннулировать свидетельство о регистрации и изъять регистрационные знаки.
С учетом всех обстоятельств этой истории и на основе нашего опыта подобных ситуаций мы полагаем, что с VIN машины в Беларуси все будет в порядке.
Комментарий адвоката Минской областной коллегии адвокатов Игоря Леонидовича Коротчени: «Понятие залога в белорусском законодательстве содержится в ст. 315 Гражданского кодекса (далее – ГК). В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя).
Договор залога должен заключаться только в письменной форме. Это требование ст. 320 ГК.
Право залога возникает с момента заключения договора о залоге, в отношении залога имущества, которое подлежит передаче залогодержателю, – с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге, а в случаях, если необходима регистрация договора, с момента регистрации договора.
В данной ситуации рекомендую владельцу автомобиля проверить сведения о залоге, в реестре движимого имущества, обремененного залогом, Республики Беларусь. И если информации о его машине в отечественном реестре нет, то юридически на территории нашей страны она «чистая» и никаких обременений либо запретов на регистрационные действия (купля/продажа) с автомобилем нет.