Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Что будет с ценами на новые автомобили в Беларуси?

08.11.2024 04:43
Транспорт

Фото носит иллюстративный характер

Авторынок нашей страны всегда отличался волатильностью, а в текущем году дилеры переписывают прайсы и вовсе едва ли не каждую неделю. Цены на новые машины сегодня зависят от многих факторов — таможенных пошлин, курсов валют, наличия или отсутствия тех или иных моделей в продаже, конкурентной борьбы вендоров, акций и спецпредложений продавцов, а также покупательского спроса.

На отечественном автомобильном рынке в настоящий момент официально представлены десятки марок, среди них — китайские, белорусские, российские и прочие. Салоны наполнены разнообразным транспортом, дефицита не наблюдается. В свете этого очень интересно проанализировать ситуацию с нынешними ценами и то, какими они могут быть в ближайшем будущем.

Стагнация или рост?

Недавно Национальный статистический комитет Беларуси опубликовал информацию о динамике потребительских цен по состоянию на сентябрь 2024 года: согласно данным отчета, в стране наблюдается снижение цен на легковые автомобили и этот процесс идет уже несколько месяцев.

В свою очередь Автомобильная ассоциация «БАА», объединяющая автодилеров нашей страны, на фоне стабилизации и снижения цен активизировала диалог с республиканскими органами государственного управления о либерализации ценового регулирования в отрасли в части бонусных выплат при сохранении предельных надбавок при формировании цен, установленных постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».

В конце прошлого месяца к обсуждению данного вопроса подключился и первый заместитель премьер-министра Николай Снопков, который, как сообщает БЕЛТА, во время заседания Совета по развитию предпринимательства заявил, что, теперь есть задача — постановление №713 (которым в том числе установлена максимальная предельная надбавка (25-30%) на цену легкового автомобиля) как институт отменить, но вместо него дать другую систему правил и принципов формирования справедливой цены.

Представители той же «БАА» в феврале 2023 года отмечали, что ценовое регулирование в отрасли необходимо лишь в краткосрочном периоде для сглаживания резких колебаний цен и валютных курсов. В долгосрочной же оно не имеет экономического смысла и создает дополнительную административную нагрузку на бизнес.

Что будет с ценами на новые автомобили в Беларуси?

В целом специалисты «БАА» правы — постановление №713 сыграло свою роль и нуждается в корректировке, и именно в части отмены запрета бонусных выплат дилерам от вендоров. Благодаря денежным бонусам, получаемым от поставщиков, продавцы могут организовывать различные маркетинговые акции, давать покупателям автомобилей скидки и дарить подарки, не теряя прибыль. Но вот отменять потолок надбавки на цену каждой конкретной машину вряд ли целесообразно.

Отпустив цены на такой дорогой товар, как авто, в свободное плавание, государство, да и мы — простые потребители — можем столкнуться с одним из следующих сценариев:

  • либо цены будут сохраняться на примерно одном уровне какое-то время (колеблясь лишь в зависимости от экономической ситуации в стране и мире), что вряд ли — рынок есть рынок, на месте ничего не стоит; но снижаться дальше цены уж точно не будут;
  • либо за неимением регулировочного правового документа, что скорее всего, цены улетят вверх, с ориентиром только на спрос (а он всегда непостоянен) и желание продавцов заработать побольше (как происходит сейчас в соседней России).

Что будет с ценами на новые автомобили в Беларуси?

Для рынка, как бы странно это ни звучало, выгоден постоянный небольшой рост цен по объективным причинам (при аналогичном росте благосостояния людей, конечно): низкая цена может убить энтузиазм продавцов и всей отрасли — белорусские компании потеряют смысл вкладываться в разработку новых моделей, а импортеры не захотят ввозить современные машины ввиду маленькой маржи на них. И может возникнуть стагнация.

Именно поэтому не жесткий, а мягкий обоснованный контроль над ценами на автомобили со стороны властей нужен. И он должен поддерживать живую и справедливую конкуренцию, которая и станет формировать адекватные цены. В этом случае будут и волки сыты, и овцы целы: бизнес продолжит радовать белорусов высокотехнологичными автомобиля, а мы не станем хвататься за головы при виде ценников с большими и постоянно растущими цифрами.

Интересно: Мужчина предложил оборудовать регулируемый пешеходный переход возле центрального рынка в Бресте