Фото из открытых источников (иллюстративное)
Есть такое негласное босяцкое правило: карточный долг – дело почти святое, не отдать его, значит, пасть ниже плинтуса в мнении сотоварищей. А что делать, если должником тебя признает государство? Казалось бы, уж тут долг святее некуда. Но так думает, вероятно, человек, который никому ничего не должен.
Случилась в Столинском районе житейская драма, для нашего времени уже совсем не экзотическая. А именно дорожно-транспортное происшествие. Мужчина, управляя легковым автомобилем, сбил на дороге женщину. В результате наезда она получила тяжкие телесные повреждения. Долго лечилась, однако в итоге врачебная комиссия присвоила пострадавшей инвалидность первой группы. Первая группа считается самой тяжелой, при которой человек полностью утрачивает трудоспособность. Критерий для ее присвоения – расстройство здоровья IV степени, выражающееся в стойком нарушении функций организма. Такие люди нуждаются в помощи посторонних лиц, поскольку без нее они не могут справиться. Кроме всего прочего, жертва аварии – многодетная мать. Вот такое роковое стечение обстоятельств.
В отношении водителя легковушки тогда же было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 317 Уголовного кодекса. Статья достаточно суровая, в зависимости от тяжести последствий дорожно-транспортного происшествия речь может идти о наказании, связанном с реальным лишением свободы. Но мужчине повезло так, как мало кому везет. Районный отдел Следственного комитета принял решение о прекращении предварительного расследования и уголовного преследования виновника ДТП в связи с амнистией. Но если помилование «скостило» уголовное преследование, то исковых требований гражданского судопроизводства никто не отменял. Гражданский процесс состоялся, с виновного лица как владельца источника повышенной опасности (автомобиля) взыскана денежная компенсация физического и морального вреда, нанесенного водителем пострадавшей. Это решение вступило в законную силу.
Но… Столин не Нью-Йорк, не все можно скрыть надежно. Пострадавшая забила тревогу: женщина высказала подозрение, что виновник аварии имеет намерение уклониться от выплаты назначенной судом суммы денег. Прокуратура Столинского района провела проверку. Что оказалось? Виновник ДТП буквально в день вынесения решения суда снял с учета автомобиль и продал его по договору купли-продажи родному сыну. Правда, была у него еще одна машина, но и ее он вскоре продал родной сестре. Последним «добрым» внутрисемейным поступком ответчика стал такой: он подарил свою квартиру… правильно – сыну. Если бы не требующие возмещения судебные иски, можно было бы посчитать действия мужчины сеансом невиданной щедрости. А так появляются обоснованные подозрения, что ответчик желает поскорее перейти в категорию едва ли не бедствующих граждан.
В связи с этим, исходя из интересов пострадавшей в аварии женщины, прокурор Столинского района предъявил в суд района исковое заявление об установлении фактической ничтожности сделок, совершенных должником, и о признании последствия сделок недействительными. Суд рассмотрел заявление и удовлетворил исковые требования прокуратуры. Теперь органы исполнения наказаний вправе в принудительном порядке выполнить решение суда о взыскании с ответчика моральной и материальной компенсации.
Древние, которые, наверное, не хуже нас понимали суть вещей, знали такую мудрость: «Где граница между добром и злом? Добро заканчивается на деньгах».