Фото: Следственный комитет
Фигурантами масштабного коррупционного дела в агросфере стали первый заместитель председателя — начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Добрушского райисполкома, а также руководители почти всех сельскохозяйственных организаций района. Всего по делу привлечено более 40 человек и уже есть приговор суда. Подробности криминальной истории в эфире программы «Причины и следствие» на «Радио-Минск» рассказал официальный представитель Следственного комитета Александр Суходольский.
Целый клубок преступных схем удалось распутать следователям в агросфере Добрушского района: приписки, хищения, злоупотребление служебными полномочиями. Перед законом предстали представители практически всех сельскохозяйственных организаций района.
Сельскохозяйственный календарь включает огромный объем работ по разным направлениям. Выполнение госзаказа, наполнение закромов, обеспечение населения качественной продукцией — перед отраслью всегда стоят стратегические задачи. Для получения урожая, надоев и привесов аграрии должны строго следовать инструкциям и применять технологии. Однако, как показывает практика, не всегда такие работы носят законный характер. Переплетения махинаций чиновников и работников сферы в Добрушском районе выявили правоохранители.
Фигурантами уголовного дела стали бывший первый заместитель председателя — начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Добрушского райисполкома, а также руководители (10 из которых работали в должности директоров) и иные должностные лица. Всего по уголовному делу привлекалось более 40 человек почти из всех сельскохозяйственных организаций района.
Экс-руководителям предъявлено обвинение в даче взятки и выполнении незаконных указаний на оформление фиктивной документации, влияющей на высокие показатели по производству и реализации молока. Работники сельхозпредприятий беспрекословно выполняли незаконные указания представителя органа власти. В результате сведения о производстве молока в районе за 2019–2022-е годы были завышены более чем на 5 млн кг.
Впервые в уголовной практике масштаба СССР появился термин «приписки» в конце 1970–1980-х годов по знаменитому «хлопковому делу» — серии уголовных дел об экономических и коррупционных злоупотреблениях, выявленных в Узбекской ССР. Всего по «хлопковому делу» возбуждено 790 уголовных дел, привлечены к суду 4,5 тыс. человек. Здесь масштабы поменьше, но речь, оказалось, шла не только о приписках.
Руководитель местного исполкома, а также ряд директоров предприятий системы АПК обвинялись также в хищениях, которые совершали, злоупотребляя служебными полномочиями. В частности, в зоне интересов главного фигуранта находились принадлежащие хозяйствам автомобильное топливо, шифер и стеновые блоки. Эти материалы были использованы при строительстве бани для нужд главного фигуранта коррупционного дела. Кстати, услуги рабочих по ее строительству оплачены также за счет средств одного из сельхозпредприятий.
Похищались и иные материальные ценности, принадлежащие юрлицам. Например, зампредседателя райисполкома систематически устраивал банкеты, для которых совместно с директором одного из хозяйств регулярно похищал продукцию собственного производства с сельхозпредприятия.
В большинстве случаев фигурантами двигал материальный интерес. Так, в ходе расследования наряду с фактами противоправной деятельности всплывали и иные преступления, совершенные другими должностными лицами. Установлен факт получения взятки в тысячу рублей директором одного из предприятий системы АПК района за заключение им с подрядчиком договоров на выполнение работ по ремонту сельхозтехники. Другой руководитель был уличен в строительстве для собственных нужд бани, но за государственный счет.
Действия фигурантов уголовного дела квалифицированы по ряду статей УК:
– ч. 2, ч. 3 ст. 210 («Хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями»);
– ч. 2 ст. 424 («Злоупотребление властью или служебными полномочиями»);
– ч. 3 ст. 426 («Превышение власти или служебных полномочий»);
– ч. 1 ст. 427 («Служебный подлог»);
– ч. 1 ст. 430 («Получение взятки»).
Противоправными действиями обвиняемых причинен значительный ущерб. Его общая сумма превышает 133 тыс. рублей.
На средства и имущество обвиняемых, в том числе нажитой совместно с супругами собственностью, налагался арест. Среди прочего аресту подвергались принадлежащий бывшему первому заму председателя райисполкома автомобиль Toyota Camry. Также более 43 тыс. рублей, находящиеся на вкладных счетах одного из руководителей сельхозпредприятий, обвиняемого в превышении служебных полномочий, и его жены.
По ходатайствам и с согласия прокуратуры Гомельской области налагавшийся на имущество арест отменен. Иномарка продана по стоимости, установленной по независимой оценке. Вырученные средства, а также находившиеся на банковских счетах направлены на возмещение вреда. Общая сумма превысила 70 тыс. рублей. Всего в ходе расследования уголовного дела обвиняемые возместили свыше 97 тыс. рублей ущерба.
С участием сотрудников СК к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 49 должностных лиц и иных работников. Также приняты меры для устранения выявленных нарушений.
По уголовному делу за время предварительного следствия выполнен огромный объем работы: проведено более 100 допросов подозреваемых и обвиняемых, более тысячи допросов свидетелей и 27 очных ставок.
Следователи на местах происшествий выполнили 14 осмотров, 16 обысков, 39 выемок, 17 проверок финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Добрушского района. Также было направлено 51 поручение органу дознания и в территориальные следственные подразделения, почти 500 различных запросов.
В начале 2024 года на выездном заседании в здании Добрушского райисполкома районный суд вынес обвинительный приговор девятерым участникам уголовного дела. Главному фигуранту — бывшему первому зампредседателя райисполкома — начальнику управления сельского хозяйства и продовольствия — назначили шесть лет лишения свободы в колонии усиленного режима и штраф 400 базовых величин (16 тыс. рублей). Несколько обвиняемых проведут в местах заключения от трех до семи лет, выплатив штрафы и лишившись права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, к другим применили наказание в виде ограничения свободы и исправработ.