Эта модель была представлена итальянской публике в 1972-м в качестве замены знаменитого Fiat 500. Под названием Polski Fiat 126р со следующего года она по лицензии стала выпускаться также на Заводе малолитражных автомобилей в Бельско-Бяле. И если затмить своего предшественника на родине «126-му» так и не удалось, то в Польше он произвёл революцию на авторынке, став по-настоящему народным любимцем и одним из наиболее знаковых авто страны.
Fiat 126p — самая массовая польская машина. Он продержался на конвейере без малого три десятилетия, за это время было выпущено 3,32 миллиона экземпляров данной модели.
Здесь его ласково прозвали «Малюх» (в переводе с польского Maluch — «малыш»). К слову, в 1997 году разговорное имя автомобиля стало его официальным названием. «Малыша» ценили за простоту, надёжность, экономичность и, главное, доступность, ведь в непростое социалистическое время для миллионов поляков Fiat 126р стал осуществлением их мечты о собственном авто.
Он был не только комфортным средством передвижения по городу, возможностью путешествовать на дальние расстояния, но ещё и инструментом для зарабатывания денег. Да, именно в этих крошечных машинках предприимчивые поляки умудрялись возить товар в «приоткрывшиеся» западные регионы страны дефицитов.
А после, когда финансовое положение Польши улучшилось, многие из «Фиатиков» отправились покорять просторы бывших советских республик. Такой была судьба и сине-белого «Малюха», о котором мы сегодня расскажем. Он один из немногих «126-х», сохранившихся на территории СНГ до наших дней…
Отдал за «Малыша» две сотни долларов
— Судя по первому белорусскому техпаспорту автомобиля, он был растаможен и ввезён в страну в 1994-м, — говорит Александр, нынешний владелец «Фиата». — А в мои руки «Малюх» попал ещё спустя 25 лет, половину из которых он, незаслуженно забытый, прозябал под яблоней во дворе. Об этом мне однажды рассказали знакомые, наблюдавшие сию печальную картину. Тогда я загорелся идеей спасти «Фиатик»!
— Отдав за «уставшего» «Малыша» 1978 года выпуска две сотни долларов, я забрал его к себе и принялся за восстановление. Машина была не на ходу, кузов её насквозь прогнил, салон частично отсутствовал… В общем, работы оказалось выше крыши. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают!
— Я перебрал двигатель, переварил кузов и днище, покрасил авто, восстановил проводку, заменил тормоза и колодки, занялся восстановлением и обшивкой салона. В процессе ремонта авто использовал преимущественно оригинальные детали. Компоненты покупал в Польше, там найти запасные части на культовый «Малюх» не проблема. У нас же, конечно, деталей на этот автомобиль совсем нет.
— Восстановить «Фиат» «в оригинал» у меня цели не было. Имеются в машине и некоторые чужеродные элементы. Так, передний бампер и передние поворотники на неё я поставил от ВАЗа, замок зажигания — от «Жигулей», а передние сиденья вообще из «пятёрки» BMW... Вместо заводских 12-дюймовых колёс «Малыш» щеголяет в низкопрофильных шинах.
— На возрождение «Фиата» у меня ушло около полутора лет и... энная сумма денег! Честно говоря, строгий учёт расходов я не вёл. Все работы мы с отцом выполняли самостоятельно, с поиском и доставкой деталей помогал товарищ из Польши. Это, конечно, помогло мне существенно сэкономить бюджет. Но если быстренько прикинуть, то, думаю, на покупку запчастей и материалов для ремонта «Малыша» ушло не менее 1 500 долларов.
Последний заднемоторный и заднеприводный Fiat
Думается, автомобиль стоил потраченных на его восстановление средств и усилий. Ведь теперь 46-летний «Малюх» с на удивление молодецким задором рассекает по городским улицам, а прохожие оборачиваются ему вслед. Привлекает внимание к себе он, прежде всего, миниатюрными размерами. Двухдверная машина весит всего 580 кг. Её длина составляет чуть более 3 метров, ширина — 138 см, высота — 133 см.
— Благодаря этому авто легко может развернуться на маленьком «пятачке» и найти себе место на самой загруженной стоянке, а в случае необходимости даже разместиться перпендикулярно на параллельной парковке и при этом никому не мешать, — говорит Александр, демонстрируя фотодоказательство своих слов на экране смартфона. — Да и внутри «Фиат» не так мал, как кажется. Недавно вот я на нём с семьёй друга ездил. Конечно, сидеть пришлось нам, по-дружески соприкасаясь плечами, но пять человек без проблем поместились в автомобиль.
Помимо компактных размеров, интересен «Малыш» также своей заднемоторной компоновкой: бензиновый двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением весело жужжит под покатым задним капотом. Железное «сердечко» объёмом 0,65 литра выдаёт 23 лошадиные силы и приводит в движение задние ведущие колеса.
Несмотря на то, что весь мир в начале семидесятых активно переходил на передний привод (разумеется, при переднем расположении силового агрегата), итальянцы, создавая «126-й», остались верны испытанной временем заднемоторной схеме. Она, увы, не имела перспектив — «Малыш» стал последним заднемоторным и заднеприводным Fiat.
— Двигатель работает в паре с механической четырёхступенчатой коробкой передач. Кстати, она здесь родная и была в исправности, я только масла в неё залил, — рассказывает владелец «Малыша». — С такими техническими характеристиками у «Фиата» довольно скромные скоростные показатели. По паспорту его максимальная скорость — 105 км/ч. Но я вам скажу, что ехать больше «сотни» на этой машинке уже страшно. Оптимальная для неё скорость по трассе составляет 80—90 км/ч. При этом потребляет авто примерно 7 л топлива на 100 км пробега.
«Малыш» тот ещё трудяга!
Раз сзади авто находится капот, значит, спереди — багажник. Просим Александра открыть его — предсказуемо просторностью багажное отделение «Малыша» не отличается. Объём в 110 литров заняли «запаска» и набор инструментов.
— Но это не беда! — уверяет владелец авто. — Перевозить багаж можно на крыше! Я установил на «Фиат» рейлинги. А ещё фаркоп есть, и прицеп сзади прикрепить можно. Мой «Малыш» тот ещё трудяга: вес больше себя самого тянет!
Оказывается, он и не на то способен. В 2014 году польский путешественник Аркадий Фидлер отправился на «126-м» из Каира в Кейптаун! За три с половиной месяца мужчина преодолел более 16 000 км пути по 11 странам Африки на легендарном «Фиатике». И эта крошечная машинка с гордостью выдержала столь суровое испытание.
— В таких дальних поездках с «Малюхом» я, конечно, не бывал, — признаётся наш герой Александр. — Но иногда отправляюсь на нём на различные фестивали, проходящие в стране. Как-то раз более 400 километров за день проехал. Часто путешествую на раритете в Кобрин, а ещё люблю на нём за город выбираться с палатками.
— К слову, допуск на участие в дорожном движении «Фиат» получает без проблем! Я и ремни безопасности в машинке установил, по конструкции они предусмотрены не были. В салоне работает печка, радио — ездить на авто выходного дня вполне комфортно, — заключает владелец «Малыша», с пол-оборота заводя его малолитражное «сердечко», и махает на прощанье нам рукой.