Бесплатная установка и скидка в аккумуляторном центре «АКБ Пуск» на Республиканской в Бресте

«Продашь, а потом будешь жалеть»: история реставратора и коллекционера из Беларуси

07.09.2024 20:08
Транспорт

Александру 66 лет. Больше половины жизни он занимается реставрацией и коллекционированием. За это время через его руки прошли десятки советских мотоциклов, мопедов и машин. Больше 20 из них сейчас находятся в личной коллекции.

Мастерская Александра находится у него в частном доме, на нулевом этаже. На территории в 90 квадратов бесконечное количество запчастей и инструментов, токарный станок ИТ-1М, фрезерный станок 1938 года и даже немецкий сверлильный станок Siemens Schuckert, который оставили немцы во время ВОВ. Но эта история, конечно, берет свое начало из детства.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

– Я работал токарем 15 лет, заработал 5-й разряд. Где-то в начале 90-х ушел в автомастерскую крутить гайки. Но любовь к автомобилям и мотоциклам появилась еще в детстве. Все началось с отца, который работал водителем кареты скорой помощи, тогда это был ГАЗ-51. Потом я как-то притянул домой мотоцикл «Минск», который пытался сам восстановить. А в 7 классе папа купил мне мопед «Рига-7». Он тогда 112 рублей стоил (при зарплате в 120). Но я его очень хотел и долго просил, поэтому день икс все-таки настал, мы пошли за ним в магазин. Это был совершенно новенький мопед, который выпускал Рижский мотозавод «Красная звезда». Какие я тогда эмоции испытал – даже не описать! Кстати, сейчас я купил себе точно такой же мопед. Хочу привести его в порядок, чтобы у меня осталась вот такая память о том времени.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

После «Риги» я сам себе купил подержанный мотоцикл Jawa 350. Покатался на нем год, потом продал и ушел в армию. А как вернулся – такая ностальгия накрыла! Захотелось заняться техникой. А у моего товарища как раз на работе были списанные мотоциклы К-750. Он привез мне три таких убитых и разбитых «Касика», там одни запчасти были. И уже из них я стал собирать один целый. С этого, наверное, началось мое увлечение. Кроме того, вернувшись со службы, я захотел новую «Яву». Деньги с продажи прошлой хоть и сохранились, рублей 500, но найти ее было проблематично: дефицит. Я постоянно звонил по магазинам, искал. И в один день нашел. Такая красавица, новенькая, в ящике, стоила тогда 950 рублей. На ней я проехал 4000 километров. Потом родился сын, надо было думать о машине. Поэтому «Яву» я продал и купил бэушный автомобиль «Жигули» – «двоечку» – за 3000 рублей. Тоже начал делать, приводить в порядок. И вот на нем мы прокатались очень долго. Даже в Латвию ездили, на родину жены.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

Но более плотно реставрированием и коллекционированием я занялся уже после 30 лет. Все началось с того, что я загорелся идеей купить ИЖ-49. А один мой товарищ сказал, что у его знакомого есть BMW R-35. Мужчина тот пытался его усовершенствовать, но в какой-то момент остановился и бросил. Поэтому мотоцикл я выкупил и начал собирать сам. Много чего не хватало, но в то время проще было искать запчасти. Много что в газете находил. А потом увидел, что в Гомеле продается еще один R-35, с люлькой, но разобранный. Зато нужных запчастей было много. Приехал к каким-то ребятам в деревню, они $500 попросили, но это было много. Я им $250 предложил, оставил свой номер и уехал. Они мне где-то только через месяц перезвонили, и я его забрал. Вот тогда мне удалось скомплектовать один целый. На него даже документы были. Поэтому я захотел его оформить в ГАИ. Приезжаю туда, подаю документы в окошко, а у меня спрашивают марку мотоцикла. Я говорю: «BMW». Девушка на меня смотрит, снова спрашивает марку, я ей снова отвечаю. А она мне: «Ты сейчас этот BMW пойдешь оформлять на улицу». Потом уже я ей показываю марку в техпаспорте. Она удивилась. Просто в то время их еще особо не было, поэтому никто и не знал, что это такое. А этот BMW у меня до сих пор стоит и все еще на ходу. Ну и ИЖ-49 я потом тоже купил и зарегистрировал. После этого все завертелось, закрутилось и до сих пор не остановилось.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

В начале 1990-х я уже захотел машину. Моей мечтой был «Виллис». Мой сосед сказал, что где-то видел такой. Мы поехали искать. Приехали в какую-то деревню, нашли дом на окраине и сарай. Открыли его – а там и правда машина. Но не «Виллис», а ГАЗ-67, на колодках, без колес. Я стал искать хозяина, а он машину продавать не хотел. После этого прошло лет 5, я вспомнил про нее, загорелся и снова туда поехал. Но машины уже не было. Я, конечно, расстроился, но потом успокоился и забыл. А через несколько лет мне позвонил знакомый и сказал, что эту машину продают. Я тут же все кинул, сел на велосипед и поехал за ней. Предложил тогда за авто $2000, но хозяева сказали, что им надо подумать. Я всю неделю на такой измене был, сердце колотилось, не спал и не ел – так переживал. Но потом мне все-таки позвонили и я ее забрал. Машина была в оригинале, все родное. Как бы я уже сейчас поступил, наверное, то вообще бы ее не трогал – поставил на ход и все. Но тогда мне было очень интересно ее разобрать, сделать, восстановить. После этого я ее зарегистрировал. Только за первый год минимум тысячу километров проехал.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

Потом у меня появился второй ГАЗ-67. Машина была убитая, сгнившая, ничего живого там не было. Но я ее купил за $700, после чего восстановил. С ними я каждый год участвую в параде на 9 мая. И один раз откуда ни возьмись там появилась «полуторка». Я тогда сразу подумал: «Ничего себе, чудо какое!» Сразу загорелся. Потому что такую «полуторку» я бы тогда не купил – очень дорого, да и не было их. Может, в России еще где-то можно было найти. Но для меня это было нереально. А сама машина была без документов, ее просто когда-то спасли от утилизации. Я сразу познакомился с хозяином и предложил ему поменяться, отдав взамен любой из своих ГАЗ-67. В итоге два года он думал и потом все-таки решился поменяться. Но «полуторка» без документов, значит, ездить на ней нельзя. Я сразу в ГАИ стал узнавать, как зарегистрировать такую машину. А мне говорят, что никак. И тут началась целая история. Ходил к председателю горисполкома, получил решение суда на право собственности, писал письма в один минский институт, чтобы там дали заключение о пригодности авто для эксплуатации. И еще куча всяких заседаний и комиссий. В общей сложности вся эта ходьба по кабинетам продлилась, наверное, год, если не больше. Но хорошо, что по итогу документы все-таки сделал.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

Еще у меня есть Jawa Villiers 1935 года. Мой товарищ тогда нашел ИЖ-49 и сказал, что там еще есть «Ява». Мы поехали в какой-то дом, где на втором этаже разобранный и в куче запчастей лежал ИЖ. А рядом на подножке, без мотора и без одного колеса, стояла «Ява». Я тогда так удивился, потому что такого никогда не видел. И рядом в мешке из-под картошки еще лежал разобранный мотор. Сразу предложил хозяину $1000. Мужчина неделю думал, после чего я ее забрал. В принципе, она была вся комплектная, не было только ободка, стекла на фару и опорного диска заднего колеса. Ну и двигатель весь разобранный в мешке. Потом уже перемыл, собрал и завел.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

Я думаю, что такая «Ява» чуть ли не единственная в Беларуси. Такой же редкий у меня еще и ТИЗ АМ-600. Но на его восстановление ушло лет 10. Потому что, когда я его купил и привез, даже не знал, что это такое. Начал смотреть по литературе и определил, что это английский BSAM21. По крайней мере, по всем фото он был на него похож. Но потом оказалось, что это ТИЗ АМ-600, который выпускался Таганрогским инструментальным заводом имени Сталина с 1935 по 1941 год. И он как раз был скопирован с BSA M21 и немножко адаптирован к нашим условиям эксплуатации. Причем делался ТИЗ специально для пулеметчиков, потому что на его переднюю вилку устанавливался пулемет Дегтярева.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

И вот так, по чуть-чуть, собиралась вся моя коллекция. Из машин у меня сейчас есть «полуторка», ГАЗ-67, ГАЗ-69 и две инвалидные мотоколяски. Все на ходу и с документами. Также в работе сейчас находится «горбатый «Запорожец» ЗАЗ-965. Он тоже с документами.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

А мотоциклов и мопедов у меня около 20. На ходу и с документами половина точно. Среди них – М-72, BMW R-35, ИЖ-49, ТИЗ АМ-600, Jawa 250.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

Без документов, но на ходу есть еще одна «Ява», К-125, М1М, рижская «Гауя», Jawa Villiers 1935 года. Также в работе и без документов сейчас NSU OSL 501.

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

история реставратора и коллекционера из Беларуси

Сколько все это стоит, я, честно говоря, даже не скажу. Просто потому, что никогда не считал. Да и не ради денег я это делаю, а для души. Хотя уже несколько раз предлагали купить что-то, но я всегда отказывался. Продашь, а потом будешь жалеть, потому что ни денег не будет, ни техники. Я бы, наоборот, еще что-то купил. Например, все еще мечтаю о «Виллисе». Но, наверное, эта мечта уже не сбудется. Ведь это будет большой кусок работы, а мне надо успеть привести в порядок то, что уже есть. Потому что на реставрацию одного мотоцикла уходит год-полтора, если не больше. А времени у меня осталось не так много.

Фото: автора