Накануне новогодних праздников самая известная девушка-водитель в Гродно — Наталья Коневега — загибает пальчики, перечисляя загаданные в прошлые годы под бой курантов желания. Одно из них — купить личный автомобиль — уже исполнилось! А вторым обещает поделиться в конце беседы...
Не так давно мы рассказывали, как девушка уволилась с должности трактористки на заводе ЖБК, попрощалась со своим синим «Беларусом» и устроилась водителем многотонного МАЗа в частную фирму по грузоперевозкам. Теперь её нередко можно встретить не только на улицах Гродно, но даже в карьерах.
С завода — в карьер!
С миниатюрной улыбчивой блондинкой мы встречаемся на заправке на окраине города. О том, что водитель самосвала с приметным жёлтым кузовом грузоподъёмностью 20 тонн — девушка, догадаться можно сразу. Боковые зеркала украшены блестящей мишурой, а на передней панели виднеется миниатюрная ёлочка. Внутри по периметру кабины растянуты две гирлянды.
— Сначала украсила и подготовила к праздникам машину, ведь здесь провожу почти по десять часов в день. А на следующих выходных можно будет и квартирой заняться. Всё очень минималистично, декор не должен закрывать обзор. Гирлянды в тёмное время тоже не включаю: при движении свет мешает. Можно включить в период загрузки или перед рейсом для настроения, — говорит Наталья, подливая жидкость в бак стеклоочистителя, чтобы подготовить стёкла большегруза к предстоящей съёмке.
С утра она уже дважды съездила на песчаный карьер — возила песок на городские стройки. Девушка уверенными движениями меняет положение рычага не самой послушной коробки передач и решительно направляет машину в следующий рейс.
На вопрос о том, не страшно ли было пересаживаться с небольшого трактора на габаритный самосвал, отвечает без раздумий:
— Скорее, не страшно, а непривычно. Первый раз за рулём МАЗа я была пять лет назад, когда сдавала на категорию С в 18 лет. Мне очень понравилось, мечтала работать на этой машине. После трактора пришлось привыкать к новым габаритам, перестраиваться: водительское сиденье находится не посередине, как в тракторе, а сбоку. Здесь свои нюансы управления. Например, для поворота нужен радиус побольше!
— Но у меня был опыт, когда я ездила на тракторе с длинным прицепом, поэтому входить в поворот получается легко. Тут нет впереди капота, можно подъехать поближе, — делится впечатлениями от первых месяцев работы девушка.
— Вы рассказывали, что на прошлом месте вас устраивало всё, в том числе зарплата. А сколько получается заработать за рулём МАЗа?
— Мне уже задавали такой вопрос подписчики в соцсетях. Конкретную сумму не хочется называть. Могу сказать, что по зарплате ощутимо выиграла: 1 500 рублей выходит — это сто процентов! Вообще, всё зависит от часов работы. На заводе смена была восемь часов, переработки случались редко. А в грузоперевозках чем больше трудишься, тем больше получаешь.
По словам собеседницы, многие водители не понимают особенностей управления грузовиками вроде МАЗа.
— С одной стороны, из высокой кабины мне хорошо всё видно, но у машины есть слепые зоны, нужно быть очень внимательной, особенно в городе. Если легковушка на дороге резко начинает подрезать и внезапно подъезжает очень близко, водитель МАЗа может не успеть её увидеть. А остановить многотонную технику не так просто, — поясняет Наталья, обращаясь к водителям легковых авто с просьбой аккуратно маневрировать рядом с самосвалами.
О том, что перестала быть трактористкой и пересела на МАЗ, своим подписчикам в соцсетях блогер сообщила только сейчас. Многие очень позитивно отреагировали на эту новость. Пишут похвалы и слова поддержки.
— Встречались и те, кто скептически относится к девушкам за рулём крупной техники. Спрашивали, как я буду колесо большое менять или чинить авто. Вообще-то, в нашей фирме есть собственная ремонтная служба. Пока машина меня ни разу не подводила, — говорит Наталья.
Её МАЗ может взять в кузов до 20 т груза, вес самого транспорта (по техпаспорту) — чуть больше 13 т.
— А что за модель МАЗа? Может, пора никнейм в «ТикТоке» поменять — например, на natasha_maz5516?
— Думала об этом. Пока решила, что ник глобально меняться не будет. Этот более узнаваемый!
График — шесть дней в неделю!
За два месяца работы Наталья побывала на всех песчаных карьерах в окрестностях Гродно. Поэтому дорогу на загрузку находит без особого труда. Если возникают вопросы, всегда можно позвонить коллегам.
Пока для девушки самым сложным оказался переход на новый график. Рабочий день начинается достаточно рано. На карьер нужно приехать не позже семи часов утра. На базу — около шести, чтобы успеть подготовить машину к рейсу. К подъёмам спозаранку Наталья привыкла, работая на заводе ЖБК.
— Первое время немного уставала, потому что здесь более плотный график. Рейсы с утра до вечера пять дней в неделю. В субботу — техобслуживание и подготовка машины. На заводе загрузка была меньше. Теперь привыкла. Каждое утро просыпаюсь очень легко и с радостью еду на базу, — говорит белоруска.
Возить в основном приходится песок или бетон на стройки, иногда поступают заказы на вывоз строительного мусора на полигон. Заказчики — не только городские фирмы, но и физлица. Например, случалось отвозить песок в частный сектор или на дачный участок. В день получается совершить от четырёх до шести рейсов в пределах города.
Если строители в Гродно или работники в карьерах уже привыкли видеть хрупкую девушку за рулём многотонной машины, то частных клиентов такой шофёр обычно удивляет.
— Однажды звоню заказчику, чтобы уточнить дорогу, а меня просят передать трубку водителю. Пришлось объяснять, что я и есть водитель МАЗа. Иногда люди думают, будто я подменяю в рейсе мужа, который заболел, чтобы тот не потерял место работы. Но чаще реагируют очень позитивно, машут, приветствуют, — рассказывает девушка.
Однако немного расстраивается из-за того, что увидеть её в кабине МАЗа могут только водители микроавтобусов и других грузовиков: эти машины повыше. Как и любая девочка, Наталья хочет выделяться на дороге вместе со своим самосвалом. В ближайших планах — отметить технику каким-нибудь особенным девчачьим знаком... Например, заказать табличку в виде номера с именем Натали, а на кузове нарисовать краской изображение женской туфельки, чтобы её замечали и водители легковушек. Кажется, это намёк коллегам и друзьям на подарки на Новый год!
Помада, шпильки и яркое платье всегда под рукой
Тем временем мы преодолели похожую на стиральную доску дорогу и приехали в карьер. Вопрос о том, не хочется ли Наталье ездить в тех самых миниатюрных туфельках, которые планирует нарисовать на кузове, мгновенно отпал. После дождей песок в карьере превратился в грязевую кашу.
— В платье и туфлях в рейс не выезжаю. Мне даже в джинсах неудобно. Из машины нужно периодически выходить. Кабина высокая, поэтому я выбрала спортивный стиль одежды. Обувь тёмная и удобная. Сами понимаете: на стройке нет тротуаров, обувь пачкается, — говорит девушка.
Для фотосессии на карьере она взяла тревожный женский чемоданчик. С ярким платьем и туфлями на шпильках. Мини-гардеробной послужило спальное место за шторкой. Зеркальце, набор косметики и помада у белоруски каждый день под рукой. Если не успевает сделать дневной макияж дома, то наводит красоту в промежутках между рейсами или во время загрузки.
Для съёмки Наталья выделила не больше 15 минут, ведь работа для неё важнее. На следующий объект девушка ехала с большим интересом. Машину песка предстояло отвезти не на окраину, а в исторический центр Гродно — на Замковую улицу. Там идёт реконструкция старого здания.
На самом деле рейс достаточно сложный, ведь в центре много авто и узкие улочки, по которым нужно грациозно проехать большому и неповоротливому МАЗу. Нашей героине такая путёвка всегда льстит. Она всего два месяца работает на самосвале — значит, доверяют, справляется.
— Я здесь уже не первый раз. Сначала ехала на пятитонном грузовике, а когда справилась, — на большом. Люблю рейсы в центр города. После них турне по окраине и по объездной кажутся очень лёгкими, — делится Наталья, заезжая в узкий проезд между припаркованными на обочине машинами.
На обратной дороге её внимание привлекает направляющаяся в центр города фура. Девушка признаётся, что ей было бы интересно посмотреть, как большегруз с длинным прицепом будет входить в повороты на узких улочках. А вот работать водителем троллейбуса она вряд ли захочет. На грузовике каждый день новые рейсы, профессиональные вызовы и впечатления, а шофёр общественного транспорта целый день колесит по одному маршруту. Наталье такая работа кажется скучной.
«Девушки порой лучше справляются с МАЗом, чем мужчины!»
Оказалось, что трудиться на грузовом самосвале белоруска мечтала больше года. Но никак не решалась подойти к руководителю фирмы, чтобы даже просто спросить. Возможно, сказался опыт поиска предыдущей работы. Четыре года назад девушку с опаской брали водителем трактора.
— Наталья у нас ремонтировала трактор, подошла, спросила, возьму ли её шофёром. Я сказал: «Почему нет?» Вопрос решился в считаные дни. Это у нас уже вторая девушка-водитель. Первой было около 19 лет, она сдала на категорию С, обучили её, почти год ездила на пятитоннике, — рассказывает главный инженер ООО «ВекторГруз» Виктор Финевич, объясняя, почему без лишних раздумий нанял 23-летнюю белоруску на должность водителя самосвала.
Хорошие отзывы о профессиональных качествах Натальи дали и коллеги с предыдущего места работы, которые перешли на грузоперевозки.
— На личном опыте убедился, что многие девушки порой лучше справляются с управлением МАЗом, чем мужчины. Наталье в первое время было тяжело, требовалось привыкнуть к машине, к габаритам. А теперь ездит почти как профессионал! Уже не страшно пускать её в сложные рейсы, — отмечает Виктор.
Уточняет, что с работой на их фирме справляются не все мужчины. Например, иногда пробуют к ним перейти опытные водители. Они трудились в Европе на фурах, а здесь — не могут! Такие специалисты большую часть времени проводят на трассе. А здесь нужно постоянно маневрировать — подъехать под экскаватор, под погрузчик, где-то стать на разгрузку задним ходом, вписаться в узкие проезды. Надо хорошо чувствовать габариты машины.
Теперь владельцы фирмы переживают, что Наталью могут переманить к себе конкуренты. Кстати, такие предложения девушке уже поступали!
— Не планируете дальше отправиться в Европу и осваивать профессию дальнобойщика? — пользуясь случаем, интересуемся у нашей героини.
— Знаю, что многие девушки сейчас уезжают в Европу работать на фурах. Даже у меня есть знакомая, которая трудится дальнобойщиком вместе с мужем. Отношусь позитивно к её выбору, — спокойно реагирует на вопрос собеседница.
— Лично меня такая работа очень даже устраивает, допускаю, что могу выбрать эту профессию. Может быть, не сейчас, не в ближайшее время... Даже не уверена, случится ли это вообще. Но мне интересно, хотелось бы попробовать. Пока мне нравится работать здесь водителем МАЗа. Меня в принципе привлекают большие машины. В грузоперевозках они тоже имеются, так что есть куда стремиться!
«Сама заработала на машину»
— Знаете, моя главная новогодняя мечта уже сбылась. Я купила авто! В прошлую субботу оформила документы в ГАИ, несколько дней катаюсь. Это моя первая крупная самостоятельная покупка. Сама на неё заработала. И очень этим горжусь! Предыдущую машину помогли приобрести родители, — внезапно признаётся Наталья и показывает фото Audi 80 (В3). — Желание купить автомобиль я загадала под бой курантов в прошлую новогоднюю ночь. Успела записать на бумажке, сжечь её и выпить пепел с бокалом шампанского. Теперь уверена: метод точно работает!
— Купила её по совету друга, который занимается ремонтом машин и хорошо знает эту Audi, её хозяев. Брала за две тысячи долларов. 1988 год выпуска, объём двигателя — 1,8 л. Главный плюс иномарки — она не требовала глобальных доработок, пребывает в хорошем техническом состоянии, регулярно обслуживалась. С первого дня приобретения езжу на ней! Есть минимальные нюансы по ЛКП, поэтому к лету сделаю полировку кузова.
Прежнюю Audi 80 (B2) Наталья уже продала. Очень быстро получилось найти покупателя — без объявлений: сработало сарафанное радио. Предложили взять у неё авто — сразу согласилась. Покупала за 600 долларов, отдала за $500. Считает, что это неплохая сделка. Машина находилась в хорошем состоянии.
— Тяжело было расставаться с автомобилем? — спрашиваю у девушки.
— Это моя первая машина, очень к ней привязалась. Признаюсь, оказалось сложно отпускать... Но мне сказали, что при продаже нельзя скучать по ТС, иначе оно будет плохо ездить у нового хозяина. Я по-философски к этому отнеслась. Пожелала машине всего самого лучшего. Мы вместе провели прекрасные три года, пусть кто-то другой радуется так же, как и я. Кстати, новый хозяин — мой знакомый! Думаю, увижу ещё не раз мою прежнюю иномарку.
Новый год Наташа планирует встречать в кругу семьи, в идеале — поехать к родителям в Пружаны.
— Я не очень люблю готовить. А дома мама накроет стол! Но если 31 декабря будут поздние рейсы и я не успею приехать к родителям, придётся закупаться готовыми блюдами из кулинарии! — улыбается наша героиня.
В списке ближайших приобретений и новое нарядное платье для праздничного вечера. За пределами работы или во время поездок на сессии в институт Наталья старается одеваться нарядно и женственно. Она заочно учится в Белорусском государственном аграрном техническом университете на инженера-механика.
— Что бы вы пожелали девушкам, которые мечтают водить большие машины? — интересуюсь у собеседницы.
— Ой, я вообще не делю профессии на мужские и женские! Человек должен заниматься тем, что ему нравится. Посоветую девушкам не слушать никого и не обращать внимания на стереотипы. Если бы я слушала всех, кто меня в своё время отговаривал от работы водителем, то точно не оказалась бы за рулём грузовика. Лучше попробовать и пожалеть, чем всю жизнь жалеть, что не попробовал. Если есть такая мечта, нужно её осуществить и не бояться, что кто-то осудит или не поймёт.
**
А Новый год уже близко! О самом сокровенном и личном Наталья скромно молчит, но коллеги-водители шепнули мне на ушко: белоруска с восхищением смотрит на новый китайский грузовик грузоподъёмностью 30 тонн. Очевидно же — мечтает пересесть на самосвал побольше! Что же, вспомним об этом смелом желании доброй, красивой и очень позитивной девушки под новогодний бой курантов. И пусть оно обязательно сбудется!