Продолжим читать Генеральный план восстановления и развития Бреста на 20 лет, утвержденный в октябре 1947 года. Менялись времена – сталинская эпоха, оттепель, поздний Хрущев, ранний Брежнев – а основы, заложенные в план развития города специалистами «Брестоблпроекта», продолжали быть актуальными, пишет «Вечерний Брест».
«По Генплану город Брест делится на четыре основных района:
а) Центральный, ограниченный с запада парком Победы, с юга – рекой Мухавец, с севера – станцией Брест-Центральный и с востока – станцией Брест-Полесский, рассекающей город с севера на юг.
б) Киевский, ограниченный с запада станцией Брест-Полесский, с севера – сортировочной станцией Брест-Восточный, с юга – рекой Мухавец и с востока – восточной окраиной города.
в) Граевский, ограниченный с юга станцией Брест-Центральный, с востока – Граевским парком, с севера – перевалочной базой и с запада – автодорогой Брест – Чернавчицы.
г) Адамковский, ограниченный с юга парком Тысячелетия (его планировалось создать в районе крепости. – В.С.), с востока – автодорогой Брест – Чернавчицы, с северо-запада – западной окраиной города.
Для обеспечения города необходимыми территориями, исходя из всего вышеизложенного и учитывая, что сельские населенные пункты Адамково, Речица, колония Речица, Лысая Гора, Березовка, колония 1-я Березовка, колония 2-я Березовка, Тришин и Гузни подошли вплотную к границам города и, по сути, вливаются в городской организм, пользуясь всеми его преимуществами, в новую черту города включаются их земли из землепользования Брестского района:
а) в Киевский район – сельские населенные пункты Тришин, Гузни, колония 2-я Березовка и их земли в границах новой городской черты;
б) в Граевский район – сельские населенные пункты колония 1-я Березовка, Березовка и их земли в границах новой городской черты;
в) в Адамковский район – сельские населенные пункты Адамково, Речица, колония Речица, Лысая Гора и их земли в границах новой городской черты.
Ввиду того, что существующий городской район Волынка на юге города, по сути дела, отрезан от города территориально и представляет собой сельский населенный пункт, проектом Генплана Волынка отрезается от города и включается в землепользование Брестского района.
Центральный район города занимает в планировочном отношении выгодное положение. Прямая и ясная сетка улиц, удовлетворяющая город и сейчас, остается без изменения. В районе планируется несколько парадных площадей, насыщенных административными, общественными и культурно-просветительными и повышенной архитектуры многоэтажными жилыми зданиями. Размещаемая в центральном районе невредная легкая и пищевая промышленности, как то: ликероводочный завод на Советской улице, гормолзавод на Интернациональной улице, трикотажные производства на улице Куйбышева, пивоваренный завод на улице Кирова и другие производства занимают незначительные территории и санитарной опасности для жилых кварталов не представлять не будут.
В целях создания благоприятных санитарных условий для развития центрального района выносятся в другие районы город мясокомбинат с Московской улицы, изразцово-кафельный завод с Интернациональной улицы, кожевенный завод с Интернациональной улицы, лесопильный завод «Стахановец» от Кобринского моста и стройдвор УСВР-2 с улицы Орджоникидзе.
Киевский район города – из малозначительного в настоящий момент района превращается в основной промышленный район города, где сосредотачивается вся основная вновь планируемая промышленность города Бреста, и одновременно во второй по значению жилой район города.
Размещенный вдоль товарной станции Брест-Восточный промышленный район располагает хорошей возможностью подвода железнодорожных путей, что намного повысит эксплуатационные возможности будущих промышленных предприятий.
В северо-восточной части Киевского района, около деревни Березовка, разместятся основные склады города, которые выгодно подвязываются к железнодорожной товарной станции Брест-Восточный.
Застройка Киевского района будет смешанная: по проспекту Сталина – трехэтажная, по центру Киевского района – двухэтажная. Преобладающая часть территории отводится под индивидуальную одноэтажную застройку.
Граевский район – планируется как район преимущественно одноэтажной застройки, заселяемый рабочими-железнодорожниками.
В северной части этого района размещается колоссальная перевалочная база Министерства вооруженных сил, постепенно перерастающая в складскую базу Министерства внешней торговли.
Адамковский район – планируется как район индивидуальной застройки, заселенный рабочими и служащими железной дороги, а также рабочими размещаемого в Адамковском форту мясокомбината.
Все районирование, размещение промпредприятий и жилых массивов построено с таким расчетом, чтобы максимально приблизить жилье рабочих и служащих к месту работы…»
(Окончание следует)