15 апреля 1948 года в Бресте пустили городской автобус. Маршрут – с железнодорожного вокзала в Южный городок, продолжительность – с 6:30 утра до 23:00 с перерывом с 16:00 до 18:00. В субботние и воскресные дни автобус ходил до часа ночи, пишет Вечерний Брест.
Владимир Савельевич Новик, работавший в послевоенные годы контролером, вспоминал, что ходили два маленьких автобусика на 16 мест (6 сидячих), такие «газики» на шасси грузовика, с вытянутым капотом, в автопарке их называли «фросты». Сколько пассажиров набьется, столько и едет. Лента билетов была у шофера, сам их продавал.
На маршруте одиннадцать остановок, заведующего отделом благоустройства тов. Чуйкина обязали вывесить на них таблички. Автобус отправлялся с вокзала «Брест-Центральный». Первый раз останавливался возле парка имени 1-го Мая на улице 17 Сентября (так называлась нынешняя Ленина) и двигался дальше. Площади Ленина с указывающим на костел Ильичом тогда еще не было – обычный перекресток, автобус здесь поворачивал на Пушкинскую. Подбирал пассажиров у гастронома на углу с Карла Маркса и дальше шел до Советской. Сразу за углом остановка – у кинотеатра «1 Мая». Следующая у горисполкома (второе здание от Гоголя; любопытно, что здесь и при Польше был магистрат, и при немцах городская управа).
Миновав Советскую, автобус поворачивал направо и останавливался на Московской (ныне Машерова) примерно на том же месте, что и сейчас, называлось «Большой базар». И дальше прямо: «Парк свободы», «Электростанция». У крепости влево на мост, дорога шла по валу. Здесь был пограничный пост: пассажиры должны были иметь в паспорте отметку «2». До конечной, Южного городка, были еще две остановки – Волынка и кирпичный завод.
Тариф за проезд был такой: внутригородские остановки до электростанции – 50 коп., Южный городок – 1 руб.
Из правил проезда:
«Посадка производится на установленных остановках автобуса в порядке живой очереди.
Правом входа вне очереди и через переднюю площадку пользуются:
- а) инвалиды 1 и 2 групп
- б) беременные женщины
- в) граждане преклонного возраста
- г) Герои Советского Союза, Социалистического Труда, матери-героини, депутаты Верховного Совета, областного и городского Советов депутатов трудящихся.
2) При посадке пассажиры обязаны поддерживать порядок, не создавать скопления у дверей машины и не препятствовать водителю и кондуктору закрывать двери.
3) Посадка прекращается при объявлении кондуктором об отсутствии свободных мест.
…6) Вход через переднюю дверь воспрещается».
Четыре передних места, по два с каждой стороны, отводились для пассажиров с грудными детьми, беременных женщин и инвалидов. По первому требованию эти места должны были освобождаться для указанных лиц (не удержусь от неумирающего: «Ах, ты зрячий!», «Если я встану, то ты ляжешь», «А я готовлюсь стать отцом!»).
При проезде запрещалось:
- а) провозить тяжелый или громоздкий груз-багаж,
- б) курить и сорить
- в) провозить огнестрельное оружие, колющее, режущее, предметы без чехлов
- г) занимать место кондуктора
- д) разговаривать с водителем
- е) провозить животных и птиц
- ж) входить в машину в грязной, пачкающей одежде или с вещами, пачкающими платья и сиденья
- з) проезжать в нетрезвом состоянии
- и) открывать дверь во время движения
- к) ставить детей на сиденья
- л) открывать и закрывать окна без разрешения кондуктора
- м) портить оборудование машины.
За провоз в автобусе огнеопасных и взрывчатых веществ, а также за курение виновные могли быть оштрафованы на сумму до 100 рублей, если по закону действие не влекло более строгого наказания.
За проезд без билета или с недействительным билетом пассажир подвергался штрафу контролером в размере 10 рублей, при этом пассажир оплачивал стоимость проезда.
За порчу автобуса взыскивалось: за разбитое стекло – 100 руб., за повреждение жестких сидений – 100 руб., за повреждение мягких сидений – 200 руб., за повреждение дверей – 300 руб.
К лету число автобусов на маршруте увеличили. Но уже 30 ноября на заседании горисполкома было отмечено, что «четыре автобуса не обеспечивают полную потребность населения в перевозках. Кроме того, ввиду перебоев в снабжении бензином со стороны нефтебазы (тов. Новоселов), автобусное движение с большими перебоями».
Начальнику автотранспортной конторы тов. Окуневу порекомендовали «добиться увеличения автобусов по городским маршрутам до 8 штук».
А следующей весной, 12 апреля 1949 года, были утверждены уже две автобусные линии.
Маршрут №1: железнодорожная больница – Южный городок с западной стороны, протяженность 15 км. Ходили четыре автобуса с интервалом 20-25 минут.
Маршрут №2: станция «Брест-Восточный» – Тришин, протяженность 8 км. Восемь автобусов через 15-20 минут.
Работа автобусов начиналась с 6:30 и заканчивалась в час ночи. Последний рейс уходил в 0:30 и двигался с остановками в центре города: драмтеатр, горсад, ул. Пушкинская и Советская, кинотеатр «Беларусь» (так в оригинале).
Директора автотранспортной конторы тов. Окунева обязали к 1 июня 1949 года построить центральную автобусную станцию по типовому проекту, а главного архитектора города тов. Леонову – отвести место для строительства на углу Московской и 17 Сентября (до октября 1948 года она звалась ул. Переца).
Начальника гарнизона генерал-майора т. Баканова попросили дать указание военному коменданту Бреста установить комендантский патруль на остановках в Южном и Северном городках, а также на остановках в центре города.
Стоимость проезда внутри городской черты по маршруту №1 установили в 1 руб., за чертой города – 2 руб., по маршруту №2 – 1 руб.