«…Я любила учиться, обожала своих учителей, но ненавидела школу и всё то, что приходилось испытывать изо дня в день»

08.03.2019 15:35
Общество

Редакция Онлайн Бреста поговорила с человеком, который сталкивался с буллингом.

Самое страшное в подобных ситуациях – личность обидчика. И не все из таких детей растут в социально опасных условиях, ребята из благополучных семей также становятся двигателями насилия.

Травля или буллинг (англ. bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег, со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. При конфликте силы сторон примерно равны. Травля может выражаться как в физической, так и в психологической форме во всех возрастных и социальных группах, а в сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

–Расскажи о себе.

Меня зовут Марья, мне 21 год. Сейчас я заканчиваю университет и нахожусь в поиске работы. Я хочу жить в спокойствии и комфорте, чтобы всегда хватало ресурсов на все мои затеи. Ну и неплохо бы добиться признания и найти свою аудиторию – людей, которые следили бы за моим творчеством и поддерживали в трудные минуты. Моя главная мечта –стать известной писательницей и художницей, по чьим книгам снимали бы фильмы. Научиться создавать крутые иллюстрации и обложки.

– Во сколько лет ты впервые столкнулась с травлей?

– Лет в 10–11, после перехода в среднюю школу: коллектив сменился – и тут-то начались проблемы...

– В каких формах проявлялась травля?

– В психологической форме, это были преимущественно насмешки от одноклассников. Впрочем, был и более «активный» агрессор, который не боялся отобрать какую-то вещь, оскорбить или даже ударить. Так сказать, человек, которому я не нравилась особенно сильно. Самое интересное, что я не помню, с чего всё началось. Он просто появился в моей жизни как человек, которого я ненавидела все школьные годы и от случайных встреч, с которым меня бросает в дрожь до сих пор. Это сложно описать словами. Просто представьте человека, который каждый день специально приходит в твой класс, чтобы задеть тебя всеми возможными способами и в идеале довести до слёз…

– Можешь привести несколько примеров травли?

– Честно сказать, я плохо помню школьные годы, кроме некоторых отдельных моментов. Особенно это касается периода с пятый по седьмой класс, когда я была кем-то вроде изгоя, с которым никто не хотел общаться. Всегда сидела за третьей партой у окна, писала рассказы в тетради, рисовала, читала книжки и в глубине души жутко завидовала стайкам одноклассников и одноклассниц, которые проводили перемены вместе, что-то обсуждали и весело смеялись. Я хотела быть одной из них – такой же счастливой и беззаботной, но была слишком робкой и, наверное, слишком странной, чтобы кто-то захотел подойти и заговорить со мной первым. Я любила учиться, обожала своих учителей, но ненавидела школу и всё то, что приходилось испытывать изо дня в день.

 

На одном из уроков труда, была поставлена задача – приготовить суп. Для этого учительница сказала нам разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. И всё бы ничего, но никто не захотел взять меня в свою группу. В тот момент я почувствовала себя мячом в «горячей картошке» – летаешь из стороны в сторону, и никто не хочет взять тебя к себе. До сих пор не понимаю, почему так вышло: разве я кому-то причинила зло или как-то обидела? Всего лишь хотела выполнить задание, как и все, но в итоге для меня урок превратился в чтение книжки в классе, пока сверстники веселились на кухне. Это было ужасно грустно и обидно. До сих пор не могу вспоминать это без слёз.

 

Вспомнилась ещё одна ситуация – подготовка к осеннему балу. Учителя вывесили в коридоре листы, где каждый мог предложить свою кандидатуру на роль короля или королевы бала, а также написать, с кем именно он/она идёт на бал. Какой-то шутник вписал туда меня (ха-ха, как смешно, главная серая мышь хочет стать королевой бала) и дописал мне в пару самого «главного» агрессора, который больше всего меня задирал. Вроде бы и мелочь, но это был повод для волны новых насмешек, моего испорченного настроения и переживаний.

– Как думаешь, почему тебя травили?

– Могу предположить, что это из-за увлечений. Уже тогда я любила аниме. Мне нравились все те яркие и интересные миры, которые я в них видела. Сильные и смелые герои, которые не сдаются и постепенно становятся всё лучше и лучше и обязательно побеждают всех врагов. До единого. Я мечтала быть такой же, но речь сейчас не об этом. За увлечение «детскими мультиками» меня буквально презирали. Смеялись над моей сумкой с любимыми персонажами, придумывали дурацкие клички – в общем, веселились над «белой вороной», не способной дать сдачи, как могли. К тому же, тогда я была слишком тихой и робкой, чтобы как-то дать сдачи.

– Обращалась ли ты к учителям, родителям или специалистам?

–В пятом классе я пыталась хоть что-то сделать, чтобы исправить ситуацию. Я просто не понимала, что происходит, была напугана. Однажды по возвращении домой у меня случилась истерика. Я рассказала обо всём родителям, на следующий день мы пошли к директору. Очень смутно помню, о чём был разговор. Я плакала и просила перевестись в другой класс, о другой школе почему-то не думала, но мне объяснили, что это мало что изменит. Закончилось всё тем, что я продолжила учиться, где училась, и закрылась в себе, убедившись в беспомощности учителей. Это не раз подтверждалась, особенно в отношениях с агрессором. Как-то после очередной стычки с ним я расплакалась прямо на уроке. Как отреагировала учительница? Да как-то в духе: «хватит плакать, у нас урок». Сейчас я её не виню, но тогда я убедилась: с этой лодки выхода нет, и помощи тоже можно не ждать.

 

Я много раз жаловалась на то, что агрессор меня обижает... и ничего не происходило. Вообще ничего. То ли он был глух к требованиям учителей, то ли учителя считали, что дети и сами смогут решить свои проблемы.

– Как на тебя повлияли эти события?

– Было невероятно сложно разгребать все эти тучи комплексов и проблем, которые остались после обучения в школе. До сих пор не могу полностью избавиться от неуверенности в себе и в глубине души боюсь людей. Подсознательно жду от них насмешек, хотя я уже достаточно взрослая барышня со своими взглядами на жизнь и здоровым «пофигизмом». А ещё с момента поступления в университет я сменила цвет волос и категорически не хочу возвращаться к натуральному цвету. Я чувствую, что если отращу волосы, то снова стану той одинокой серой мышью. Я не знаю, как это работает, но причёска действительно влияет на твое восприятие собственного тела и личности.

– Осталась ли у тебя травма (психологическая, физическая)?

– Пожалуй, да. Учитывая то, что я с трудом могу вспоминать некоторые моменты без слёз, что-то такое явно имеется. Надеюсь, однажды всё-таки поработаю с психологом и разберусь в себе и своём прошлом.

– Что бы ты сейчас сказала своим обидчикам?

– «Надеюсь, ваши дети никогда не столкнутся с тем, что пережила я. Это, знаете ли, было обидно, пусть сейчас я вас ни в чём и не виню. Не знаю, вспоминаете ли вы меня и чувствуете ли угрызения совести по поводу своего поведения, но я очень хочу, чтобы однажды вы увидели меня в новостях и сказали: «Ого, я же учился вместе с ней, она стала такой крутой!»

– Какие планы на ближайшее будущее?

– Закончить университет, отработать положенное время по специальности, а затем – начать снимать видео о рисовании и зарабатывать на любимом деле.

– Несколько слов в дополнение.

Просто хочу пожелать всем быть немножечко эгоистами и никому не давать себя в обиду. А ещё держите в голове слова Соломона: «Всё пройдет – и это тоже пройдёт». Когда-нибудь закончится и школа, и злоба сверстников, и вообще всё то, что вас огорчает. Лучше сосредоточиться на себе и том, что делает вас счастливыми. Вот.

 

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.

 

Материал создан с целью помочь родителям увидеть проблемы, которые скрываются от них, а также дать возможность жертвам буллинга быть услышанными.

Источник: Онлайн Брест
Автор: Василина Буцкевич
Фото: из открытых источников (иллюстрация)
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей