10 лет высоким таможенным ставкам. На чем бы мы ездили без них?

03.07.2021 14:51
Транспорт

Некоторые белорусские автолюбители по старинке называют актуальные таможенные пошлины «новыми». Действительно, кажется, еще совсем недавно из Европы можно было пригнать 2-литровый Renault Laguna 2007 года и заплатить за растаможку всего 1400 евро. Между тем «новым» таможенным реалиям исполняется 10 лет — пошлины, ставящие крест на ввозе большей части «бэушки», вступили в силу 1 июля 2011 года.

Это было одним из правил вступления Беларуси в Таможенный союз. С тех пор автомобильный рынок нашей страны становится все больше похожим на российский, хотя до 2011 года мы, пусть и с отставанием, шли по пути европейского автопарка. Зато за последние 10 лет мы стали покупать намного больше новых автомобилей у дилера. Давайте посмотрим, что мы получили, а что потеряли в результате синхронизации таможенных ставок с Россией.

Почему мы полюбили европейские машины?

Сегодня в это трудно поверить, но в начале 1990-х в Беларуси вообще не было никаких пошлин на ввоз автомобилей. Свои легковушки мы не выпускали, поэтому и «защищать» было нечего. Именно тогда в страну ввезли десятки тысяч Audi 100, Volkswagen Golf, Mercedes W123, Ford Sierra и много-много других моделей, большинство из которых до сих пор верой и правдой служат нашим соотечественникам. Можно смело сказать, мы выросли на подержанных автомобилях из Европы. И это является ключевым отличием нашего рынка от российского — там люди (не без помощи государства) предпочитали новые ВАЗы — Priora, Kalina, «десятку» и пр.

Можно долго дискутировать на тему «что лучше — новая Lada или подержанный Citroen?», но давайте оставим этот спор для другой статьи. Так или иначе, большинство белорусских автолюбителей всегда предпочитали более комфортную машину с пробегом новой «бюджетке». Даже сегодня, когда поток б/у машин из США и Европы сократился до еле живого ручейка, большинство покупателей авто в РБ по-прежнему не спешат в автоцентры. У кого-то не хватает денег на новую машину, а кого-то не удовлетворяют те модели, на которые денег хватает. Полсотни тысяч новых машин в год — это очень мало для 9,5-миллионной страны. А тем более с учетом того, что 8 из 10 новых авто — это бюджетные модели, купленные в кредит.

Прогулки по параллельному миру

Если в 2010 году житель Германии или Франции приезжал в Беларусь, он, изучив наш автомобильный рынок, словно перемещался на несколько лет назад. По нашим дорогам катались примерно те же модели, что и в Европе. Конечно, в силу невысоких доходов населения машины в РБ были чуть старше, чем у автомобилистов западных стран. Но модели у нас были те же. Да и моду на автомобильные сегменты мы перенимали у европейцев. Например, в конце 1990-х на западе полюбили компактвэны. Мы тоже с удовольствием катались на Renault Scenic и Opel Zafira.

Сегодня картина кардинально изменилась. Мы практически отрезаны от автомобильного рынка ЕС. Вот вы, например, знаете, как называются кроссоверы у Seat? А может, вспомните, как выглядит Opel Corsa последнего поколения? Если сегодня приехать из Минска в Вильнюс или Варшаву, ты попадешь не на несколько лет вперед, а в некий параллельный мир. Автомобили на улицах европейских городов совершенно не те, к которым привыкли мы. Давайте на секунду представим, что таможенные пошлины не поменялись в 2011-м и мы продолжили ввозить в страну подержанные авто из Европы. На чем бы мы ездили сегодня?

Свежие итальянские авто

Сегодня модели Fiat и Alfa Romeo почти не привозят в Беларусь. Если не считать малолитражных и электрических Fiat 500, мы и не знаем, что из себя представляет итальянский автопром последних лет.

В 1990-х в Беларусь ввезли большое количество Fiat Tipo и Uno. Потом были Bravo, Brava и Punto. А вот новый Fiat Tipo, выпускающийся с 2015 года, мы уже не знаем. Будь сегодня пошлины на уровне 2010 года, вместо Polo Sedan и Logan мы бы могли покупать вот такие модели, пусть и с пробегом. «Под ключ» Fiat Tipo обходился бы в 10—12 тысяч долларов по курсу.

О свежих моделях Alfa Romeo нам тоже остается лишь мечтать. Конечно, единичные экземпляры MiTo и Giulietta продолжают просачиваться на рынок Беларуси, но об объемах 1990-х говорить не приходится. Когда-то нам были доступны такие интересные модели, как 156, 166, GTV, GT... Сегодня модельная линейка Alfa Romeo не такая широкая, но и те пару моделей везти в Беларусь слишком накладно. Мы имеем в виду Giulia и Stelvio.

А что там у французов?

Автомобили из Франции мы тоже полюбили еще в 1990-х. В Беларуси до сих пор функционируют клубы любителей Peugeot и Citroen. А подержанные Renault Laguna с хорошими моторами — на вес золота. Сегодня «бэушные» Renault, Citroen и Peugeot из Европы к нам почти не привозят. Наверняка многие из вас даже не знают, как называются кроссоверы глобальной линейки Renault.

Вот, например, Renault Kadjar. Иногда этот паркетник можно встретить на дорогах Беларуси (спасибо 1,5-литровому dCi). Но останься растаможка на уровне 10-летней давности, соплатформенник Nissan Qashqai более охотно ввозили бы на территорию нашей страны. Благо модель уже немолодая — Kadjar выпускают с 2015 года, и цены на этот SUV в Европе вполне гуманные. Уж точно его можно было бы рассматривать как альтернативу Arkana, Kaptur или даже топовым Duster.

Кстати, европейский Renault Captur уже успел сменить поколение. В параллельном мире такой кроссовер можно было бы растаможивать по ставке 0,6 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

Есть в ЕС из чего выбрать и любителям седанов. 4-дверный Renault Megane встречается в продаже в Литве, Польше и Чехии. Если что, эта модель пришла на смену Renault Fluence — одному из последних глобальных Renault, официально продававшихся у нас.

Как выглядят современные хетчбэки Citroen, белорусы тоже уже не знают. Если бы мы не свернули в сторону востока в 2011-м, свежий С3 можно было бы пригнать по цене новой Lada Granta.

Мечта о дизельном универсале

В 1990-х и начале 2000-х мы полюбили универсалы. Недаром сейчас большим спросом пользуется Lada Vesta SW — один из немногих доступных универсалов на рынке. Интересно, как бы 5-дверная Vesta чувствовала себя в 2010-м? Ведь тогда двери в Беларусь были открыты для десятков других, более интересных семейных авто. А какие свежие универсалы доступны в Европе сегодня?

В ЕС не продается Lada Largus Cross, зато там есть Dacia Logan MPV Stepway. Неплохой румынский автомобиль для нетребовательных покупателей. Нет сомнений, что и на такую модель нашелся бы спрос среди белорусских покупателей. Этот недорогой универсал имеет одно важное преимущество перед Largus — он продается в том числе с дизельным мотором. По цене новой Lada можно было бы спокойно пригнать 3-летний Stepway с минимальным пробегом.

Hyundai i30 в кузове универсал продается в Европе почти так же хорошо, как хетчбэк. Есть и дизельный вариант с 1,6-литровым мотором. К нам i30 давно не поставляется, вместо него мы получаем модель Elantra.

Нынешнее поколение Opel Insignia дебютировало в 2017-м, и мы о нем практически ничего не знаем. Хотя все предшественники этой модели пользовались огромным спросом у белорусов: Insignia A, все поколения Vectra и даже старушка-Ascona.

Два года назад в Европе стартовали продажи Toyota Corolla Touring Sports. Клиентам предлагают различные варианты, в том числе с гибридной силовой установкой. Автомобиль пока еще стоит дороговато, но через полтора-два года универсалы Corolla подешевеют до уровня новых бюджетных моделей. Чем не семейный автомобиль? Уж точно не хуже Vesta из салона.

Renault Talisman умудряются просачиваться на наш рынок даже с нынешними таможенными ставками. В Беларусь, как правило, приезжают модели с огромными пробегами и самыми скромными моторами. Привезти из ЕС 2-литровый дизельный Talisman с отдачей 200 л. с. сегодня почти невозможно. Стоит ли говорить, что многие белорусские покупатели бюджетных седанов и кроссоверов предпочли бы подержанный евро-Renault, если бы цена была сопоставима?

Вы еще помните, что такое хетчбэк?

Вы заметили, как с белорусского рынка практически пропали свежие хетчбэки? Нет ни новых, ни подержанных. А ведь это один из самых удобных типов кузова для города! И в Европе именно хетчбэки (на пару с универсалами) держат оборону и не отдают рынок кроссоверам.

Многие из вас, наверное, и не слышали про такую модель, как Skoda Scala. Так в Европе называется преемник Skoda Rapid, который, в отличие от российского лифтбэка, получил современную платформу. В ЕС Scala считается промежуточной моделью между Fabia и Octavia. При этом стоит адекватных денег. Есть бензиновые и дизельные варианты.

Skoda Fabia — один из самых продаваемых автомобилей В-класса в Европе. Половина таксистов в Польше ездят на Fabia. Обидно, что мы лишились этой замечательной модели с появлением Rapid. Подержанные Skoda Fabia сегодня тоже не привезешь в РБ.

Так выглядит нынешнее поколение Nissan Micra, которое уже даже успело устареть (японцы готовят преемника). Если бы не «новые» таможенные пошлины, такой хетчбэк с пробегом до 50 тысяч километров можно было бы привезти в Беларусь за 15—16 тысяч долларов. Чем не альтернатива новым российским «бюджеткам»?

В этой статье речь идет преимущественно о подержанных машинах. Но если вспомнить новые авто, то следует отметить, что премиум-сегмент от введения заградительных пошлин почти не пострадал — к нам привозят широкую линейку новых BMW, Mercedes и Audi. Но и здесь есть исключения — модель А1, например, покинула наш рынок из-за низкого спроса. На фото выше — последнее поколение данной модели. Наверняка в подержанном виде этот хетчбэк покупали более охотно.

Hyundai i20 Active — это кроссовая версия хетчбэка i20. Модель выполнена по рецепту Kia Rio X и пользуется стабильным спросом в Европе. Зашла бы она хорошо и нашим автолюбителям.

Kia Rio для рынка Европы не имеет ничего общего с нашим. Кстати, у западных соседей тоже есть кросс-хетчбэк Kia наподобие нашего Rio X. Называется Stonic (на фото ниже).

В Беларуси почти нет свежих Seat. Даже «проходные» модели с маленькими моторами везут к нам неохотно: рынок попросту отвык от испанского бренда. Белорусу проще продать Volkswagen Up или Skoda Rapid, чем Seat Mii или Toledo (хотя это одни и те же машины с разными названиями). А новые Leon и Ibiza мы можем увидеть только в интернете или во время поездок на закупы в Белосток.

Сначала в Беларуси перекрыли кислород подержанным Ford. А потом прекратили продавать и новые легковые Ford. Обидно, учитывая, что среди б/у машин Ford всегда был в топ-5 любимых брендов белорусов. На фото выше — новое поколение Ford Focus.

Toyota Aygo актуального поколения выпускается уже семь лет. На самом деле мы с вами никогда не были поклонниками моделей А-класса, но многие начинающие водители с радостью катались бы на таком «малыше», если бы его можно было привезти из Европы по адекватной цене.

Про «заряженные» хетчбэки нам тоже пришлось забыть. Хотя сегодня в Германии или Франции можно найти Renault Clio RS или Ford Fiesta ST по очень привлекательным ценам. Эх, если бы не растаможка...

Кто без Google угадает, как называется эта модель Suzuki?

Ну и конечно же — кроссоверы!

Если бы сегодня хотя бы на месяц вернуть таможенные ставки 2010 года, многие белорусы привезли бы себе кроссовер. Разнообразие SUV в Европе поражает. У одного Volkswagen сегодня аж семь кроссовых моделей, доступных у дилеров.

Да, мы знаем, что Toyota C-HR продается в Беларуси у дилера. Но стоит этот крохотный паркетник дороже 30 тысяч долларов даже в базовой комплектации! При этом в Европе уже полно подержанных C-HR, которые обошлись бы в 15—17 тысяч долларов по «старому таможенному курсу». Это один из самых продаваемых в ЕС паркетников.

Seat Arona — это не единственный кроссовер у испанского бренда. Но он является наиболее доступным. Недавно Arona сменила поколение, и модель первой генерации стоит на рынке подержанных авто примерно как Duster в средней комплектации.

Hyundai Kona, равно как и Kia Niro, — это «потерянные» модели для нашего рынка. Хотя в Европе и США такие паркетники пользуются относительно большим спросом, а значит, и подержанных вариантов на рынке полно. Есть как ДВС-версии этих SUV, так и полностью электрические.

Красавец Kia XCeed на данный момент стоит довольно дорого, и вряд ли сегодня многие белорусы купили бы его даже с нулевой таможенной ставкой. Но через несколько лет этот паркетник можно будет купить за подъемные деньги: подержанные Kia хорошенько теряют в цене после первого рестайлинга.

Volkswagen T-Roc пришел на смену хетчбэку Scirocco. И ведь последний нередко встречается на дорогах Беларуси, несмотря на свою непрактичность. «Бэушные» T-Roc наверняка составили бы неплохую конкуренцию калужскому Volkswagen Polo из салона при сопоставимой цене.

Новое поколение Hyundai Tucson доедет однажды и до Беларуси. Но тем, кому не терпится, могли бы привезти кроссовер из Европы своим ходом.

Mazda CX-3 так и не добралась до нашего региона. При цене почти как у Mazda6 такой кроссовер был бы обречен в Таможенном союзе. А вот подержанные экземпляры за полцены брали бы охотно, если бы не растаможка.

На фото, кроме пыли, можно рассмотреть еще Ford Puma. Помните маленькое купе с таким названием? И ведь кто-то из белорусов покупал 2-дверную Puma в Европе! Более практичный кроссовер-тезка точно не остался бы без внимания.

Тоска по вэнам

Как считают журналисты Онлайнера, наиболее тяжелой потерей для белорусского рынка стали компактвэны и минивэны. Трудно переоценить любовь наших соотечественников к практичным и вместительным машинам, в которых можно отправляться в путешествие всей семьей. Когда-то давно «Шараны» и «Зафиры» целыми автовозами прибывали на наши земли. Сегодня этот сегмент у нас почти мертв. Да и в Европе вэнов остается все меньше и меньше — они уступают место кроссоверам. Давайте на прощание посмотрим на свежие MPV.

Opel Zafira первого поколения стал настоящим народным автомобилем в Беларуси. Компактность, доступная цена и семь полноценных мест сделали из этого вэна очень привлекательное транспортное средство для семей, считающих деньги. Охотно возили к нам и второе поколение. А вот сейчас Zafira редко пересекает границу РБ с планами остаться здесь навсегда.

Ford S-Max — один из самых красивых минивэнов на рынке Европы. И производитель не спешит хоронить модель — в позапрошлом году S-Max пережил рестайлинг и еще продолжает продаваться. Подержанные Ford S-Max последнего поколения стоят примерно как новый Hyundai Creta в хорошей комплектации. Если бы не преграда в виде таможенных платежей, многие белорусские семьи пересели бы на этот вместительный и экономичный автомобиль с современными опциями и комфортабельным салоном.

О новом Volkswagen Touran нам тоже остается лишь мечтать. Модель выпускается с 2015 года, и спрос на нее держится высоким относительно других компактвэнов (хотя и недотягивает до того же Tiguan). Если бы Touran европейской сборки продавался у нас — его покупали бы единицы. Но будь у нас возможность ввозить эту модель с пробегом, то половина покупателей новых бюджетных авто пересмотрели бы свои взгляды на выбор модели.

А что мы получили взамен?

У любой медали есть две стороны. Таможенный союз в этом плане не исключение. Ведь если бы не повышение таможенных ставок, нам бы сегодня не были доступны новые машины по столь привлекательным ценам. Еще никогда в истории белорусы не покупали так много авто в салоне, как в последние годы. В 2010 году Ford Fiesta в нормальной комплектации стоил у белорусского дилера под 20 тысяч долларов. Сегодня с такой суммой можно присматриваться к кроссоверам С-класса.

С одной стороны, нам продают технически устаревшие модели на старых платформах с архаичными атмосферными моторами и отсутствием современных систем безопасности. С другой стороны, наши бюджетные модели неплохо укомплектованы «видными» опциями, такими как подогревы (кресел и лобового стекла), мультимедийная система с Apple CarPlay, круиз-контроль и пр. По цене напичканного опциями Kia Rio X или Lada Vesta вы не найдете ничего более-менее похожего в возрасте до трех лет на рынке Европы.

Получается, покупателям новых авто Таможенный союз принес больше плюсов, нежели недостатков. Исключение — те люди, которые хотели бы купить в салоне машину среднего класса типа Volkswagen Golf или Opel Astra. Им приходится либо идти к дилеру Mercedes за A-Class, либо присматриваться к российскому Volkswagen Tiguan. А вот тем, кто предпочитает слегка подержанные авто, остается только грустить, вспоминая о ставках 0,6—0,7 евро за «кубик».

Однозначно можно сказать лишь одно: повышение таможенных пошлин 10 лет назад сделало белорусский авторынок слишком однообразным. Получается, на вопрос «что лучше — новая Lada или подержанный Citroen?» ответили за нас.