К 1993 году уже в независимой Беларуси окончательно сформировалась схема теневого приграничного бизнеса: дешевый алкоголь и табак на Запад, одежда и ширпотреб на Восток.
Граница открылась в товарооборот включились челноки, люди, которые бросили работу и с головой окунулись в сложные «рыночные отношения». Контрабандный бизнес процветал в приграничном Бресте задолго до этих событий, но не был таким массовым. А тут вдруг открылись огромные возможности по-быстрому сколотить капитал, чем не преминули воспользоваться предприимчивые жители региона.
Челноки фактически монополизировали общественный транспорт международного сообщения. Билеты на поезда было не достать, поэтому многие кооперировались и штурмовали границу на личном автотранспорте.
Очереди на Варшавском мосту стали обыденным делом и о том, что вообще творилось на границе в то время в Бресте и в Тересполе будет отдельный рассказ. Пока же расскажем об одном дне работы польских таможенников, которые встречали первых белорусских шоп-туристов на сопредельной стороне.
Перед Рождеством 17 декабря 1993 года фоторепортеры национального информационного агентства Польши наведались на погранпереход в Тересполь, где сняли репортаж о буднях польских таможенников.
В центре внимания оказались как раз вышеупомянутые белорусские челноки и те запрещенные предметы, которые они массово вывозили в соседнюю страну. Вывозили, как вы понимаете скрыто, в тайниках, оборудованных в легковушках и бусиках.
Уже тогда предприимчивые поляки понимали, что потоки контрабанды с востока не удовлетворяют спрос на недорогую продукцию и ставили дело с размахом. Небольшие теневые предприятия использовали опыт американских бутлегеров 1930-х годов, сами разливали привезенный из Беларуси спирт в бутылки.
Но не только алкоголем зарабатывали контрабандисты. Самые ушлые вывозили из бывшего СССР культурные ценности и антиквариат, в том числе картины и древние иконы.