Когда он едет по улицам, люди улыбаются. А компании, чтобы сфотографироваться возле красного "запорожца", становятся в очередь, пишет kraj.by.
Журналисты сходили в гости к владельцу раритета. Владелец Анатолий Альфер ценит свой автомобиль за проходимость и простоту. Говорит, что "запорожец", как женщина, "любит чистоту и ласку".
"На дороге не раз издевался над водителями: это ж надо, какой-то "запорожец" впереди"
В руки вилейчанина Анатолия Альфера ЗАЗ-968 попал 15 лет назад по наводке знакомых. Бывший владелец выиграл "ушастика" в лотерею, изредка выезжал на раритете за грибами, а потом решил продать. Анатолий говорит, что "запорожец" ему достался по дешевке. Автомобиль – 1976 г.в.
"Я хотел купить "жигули" из салона, но денег не хватило. Решил взять "запорожец". С меня откровенно смеялись, а мне до лампочки! Потом, наоборот, хвалить стали", – уточняет Анатолий.
На старинном "запорожце" вилейчанин ездит активно. Говорит, что с его "чебурашкой" не каждая иномарка потягается.
"Заводился он всегда без проблем, 10 лет исправно проходил доскональный техосмотр. Выжимал 120 километров в час, но я послушно ездил 70-80. На дороге не раз издевался над водителями: это ж надо, какой-то "запорожец" впереди! Меня всегда пытались обогнать. Думаю: не угадали вы, парни, сейчас дам газку! Разгоняюсь, другое авто в хвосте оказывается, а у водителей – глаза на лбу от удивления", – рассказывает Анатолий.
За эти годыон привык к удивлению. Даже ГАИ недоверчиво всматривается в документы о пройденном техосмотре.
"У ГАИ, когда останавливает, первый вопрос: какой год? – улыбается Анатолий. – Отдельная история – с фотосессиями. Приехал как-то в магазин, припарковался, "ушастика" намыл, отполировал, стою. Идут школьники с экскурсии. А рядом крутой "мерс" стоит. Слышу: мол, сфотографироваться можно? Водитель "мерса": "Пожалуйста". А пацаны в ответ: "Да не с твоей" – и бегут к моему "ушастику".
Желающих прокатиться было так много, что Анатолий снял переднее сиденье
В салоне авто – все "родное". Испытание временем не выдержали только шины и лампочки в фарах. Анатолий заменил их "жигулевскими". Попасть на задние сиденья "запорожца" можно только через переднее, потому что в машине всего две двери. Жаждущих проехаться на "ушастике" было так много, что Анатолий "устал пинать туда-сюда кресло" и в конце концов снял и отнес его домой.
"Как-то был прикол с рестораном. Гостили у меня друзья и попросили отвезти в ресторан. У самих – хороший "мерс". Просят отвезти и забрать. Не вопрос: беру ключи, завожу Mercedes. А они мне: "Какой "мерс"? На этом вези!" – и уселись в "ушастика". Отвез прямо ко входу", – смеется владелец раритета.
Со временем в машине вскрылась "травма" прошлых лет. Предыдущий владелец, по словам Анатолия, ударил левое крыло. По краске пошла ржавчина, "запорожец" пришлось поставить на ремонт. Вилейчанин прошерстил все барахолки, но дверь в оригинале пока не нашел.
На время Анатолий пересел в "жигули". Два авто не уместились в гараже, поэтому ЗАЗ перекочевал к соседу, где в ожидании ремонта зимует под брезентом.
"Достали из бумажника 500 "баксов" и просят ключи. Нет, спасибо, самому машина нравится"
Анатолий рассказывает о планах: как хочет прокатиться во всей красе по городу, как ждет конца ремонта. "Переберу подвеску, подварю низ, покрашу, отполирую – красота будет!" – улыбается вилейчанин.
Несколько лет назад ему предложили за раритет 500 долларов.
"Подошли "новые белорусские" с золотой цепочкой на шее. Достали из бумажника 500 "баксов" и просят ключи. Нет, спасибо, самому машина нравится", – говорит водитель.
На аналогичном "запорожце" в студенчестве рассекал Владимир Путин
ЗАЗ-968 сошел с конвейера украинского "Коммунара" в 1970-х годах. Это второе поколение "запорожцев" с заднемоторной компоновкой, ремнями безопасности и мягкой панелью приборов. За форму боковых воздухозаборников системы охлаждения ЗАЗ-968 прозвали "чебурашкой" и "ушастиком".
На аналогичном "ушастике" в студенчестве рассекал и президент России Владимир Путин. "Запорожец" в 1970-х выиграла в лотерею его мать. Об этом Путин рассказывал в интервью.
А вы знали, что:
- ЗАЗ-968 в СССР стоил в два раза дешевле "жигулей" и в три раза дешевле "Волги";
- заднее и переднее стекла "запорожца" были взаимозаменяемыми, а двигатель находился сзади;
- в 1960-1994 гг. ЗАЗ выпустил более трех миллионов "запорожцев".