Истории про купленные на «вторичке» автомобили, имеющие массу дефектов и недостатков, не новы. К сожалению, подобное случается часто. Сегодня мы расскажем о случае жителя Минска, который приобрёл Hyundai Terracan за $4 400 без предварительного осмотра на подъёмнике. Подробности от покупателя, заключение автотехнического эксперта о состоянии внедорожника и мнение юриста — в нашем материале.
«Разгоняюсь до 90 км/ч, а машина больше не едет»
Начнём с предыстории из уст жителя Минска. Внедорожник Hyundai Terracan достался мужчине за $4 400. Автомобиль ему описывали как технически исправный, однако уже в первые часы владения недостатки посыпались как из рога изобилия.
— Прошлая машина была уже старой и начала разрушаться во всех местах, поэтому потребовалась другая в качестве семейной. Пользоваться ей должна была жена, а в редких случаях — я. В объявлениях нашёл Hyundai Terracan, подходящий по бюджету и под наши запросы. Встретились с продавцом, стали смотреть внедорожник.
— Так как был выходной день, ни одна СТО в нашем областном городе не работала и изучить машину на подъёмнике не представлялось возможным. Едем по дороге — сплошь ограничения скорости в 40 км/ч, то есть даже нормально не разгонишься. Рассчитались, оформили счёт-справку, после чего я поехал домой. Уже на обратной дороге осознал, что у машины есть проблемы: разгоняюсь до 90 км/ч, а больше автомобиль не едет — тупит. Звоню продавцу за пояснениями — не отвечает.
— Когда в понедельник отвёз авто на знакомую СТО, у мастеров возникли вопросы: здесь порвано, тут течёт. Продавец по-прежнему трубку не поднимал. На всякий случай поехал на другой сервис сделать диагностику «автомата»: вдруг из-за него внедорожник не хочет ехать? Подключиться компьютером получилось не с первого раза, ведь под панелью вся проводка была на изоленте — ни одного живого места. С горем пополам прочитали блок КПП — «коробка» исправна. Значит, проблема в двигателе: турбине или топливном насосе. Естественно, я задался вопросом, зачем мне такой автомобиль и большие непредвиденные расходы.
— Только через неделю я дозвонился до бывшего хозяина авто. Предложил ему вернуть машину, на что мне был ответ: «Сам видел, в каком состоянии покупал». Больше он не отвечал. Обратился за независимой автотехнической экспертизой автомобиля, а также параллельно оформляю с адвокатом исковое заявление в суд. Подозреваем и мошеннические действия, поскольку замешан не только продавец. Люди, которые оформляли счёт-справку, сильно занизили стоимость в документе.
— Продажная цена автомобиля — $4 400 (или порядка 11 000 BYN), а в счёте-справке — 7 000 белорусских рублей. Разница существенная! Мой адвокат нашла то объявление, в котором указана настоящая стоимость и говорится про хорошее техническое состояние. По факту — аварийная машина.
— Правильно я понимаю, что на предложение мирно урегулировать случившееся продавец ответил отказом?
— Я предпринял три попытки связаться с ним. Первые два раза он не поднимал трубку, в третий я дозвонился, но был в мягкой форме «послан». Прошлый владелец сказал, дескать, ты видел, что покупал. Так как я не автоэксперт, то и машину могу оценить лишь визуально. Да, была очевидна необходимость варить кузов, но техническое состояние мне преподносили как исправное. По факту — живого места нет. Естественно, без подъёмника самостоятельно не определишь.
«Сквозные дыры в порогах замазаны герметиком»
Чтобы не быть голословными, мы решили проверить Hyundai на подъёмнике, однако не самостоятельно, а с помощью автотехнического эксперта Виктора Костюковича, сотрудника Центра экономических и технических экспертиз. Специалист укажет на проблемные места внедорожника и зафиксирует их.
— Экспертиза разделена на несколько этапов. Сначала — визуальный осмотр кузова автомобиля, ходовой части, двигателя и салона. Помимо этого, на независимой СТО проведут замер тормозного усилия, а также проверят электронные блоки управления на наличие ошибок, — поясняет мужчина.
Масштаб повреждений кузова коррозией фиксируется специальной мерной линейкой, затем делается фото
— Фара внутри имеет запотевание, то есть она уже не годится для эксплуатации. Более того, происходит каплепадение конденсата. Коэффициент преломления света в воздухе и воде разный, поэтому такую фару — только под замену. Составные элементы головного света не закреплены — болтаются.
— По всему кузову наблюдаются вздутия лакокрасочного покрытия, что свидетельствует о коррозии под ним. Длина этих участков достигает 7—10 сантиметров. Пластиковые накладки, так называемая листва, сильно повреждены: на них присутствуют царапины и трещины. Дверная ручка, кажется, готова оторваться от двери.
— Передний бампер повреждён. Его пробовали восстанавливать, однако толстый слой шпатлёвки треснул и облупился вместе с краской.
— Здесь пороги пытались реанимировать при помощи сварки, — указывает Виктор Костюкович. — Их в этой машине нет вообще, причём обильная коррозия замаскирована герметиком — замазали поверх ржавчины.
— Если смотреть на пороги снизу, когда машина на подъёмнике, то видны сквозные дыры, образовавшиеся в результате коррозии. Сверху может показаться, будто элементы ремонтировали, подготавливая к покраске, однако это обманчивое впечатление — имитация. Сделали абы как, чтобы замаскировать ужасное состояние кузова.
— Сами по себе шины BFGoodrich дорогие и считаются неплохими для внедорожников, однако в данном случае они с нюансами. Задняя левая покрышка прорезана до корда, что, несомненно, влияет на безопасность движения. Суппорт этого колеса, к слову, подклинивает.
— Одна из задних подушек пневмоподвески неисправна, вторая — на месте. На переднем правом колесе порван пыльник, и под него попадает влага. Можно также зафиксировать течь гидроусилителя руля, — перечисляет Виктор.
— Имеются люфты передних подшипников, разбиты наконечник и маятниковый механизм, — продолжает список неисправностей уже мастер СТО. — «Коробка» очень сильно течёт — вся в масле.
— Замеры на стенде эффективности тормозной системы подтвердили, что автомобиль представляет опасность на дороге. Стояночный тормоз не работает, эффективность ножного — снижена.
Диагностика электронных блоков не показала активных ошибок в системах Hyundai Terracan, однако не из-за их отсутствия в целом. Незадолго до проведения экспертизы у внедорожника разряжался аккумулятор.
— Все эти дефекты без осмотра на подъёмнике не увидеть. Именно поэтому важно перед покупкой изучать машины на СТО. Изъянов набирается на внушительную сумму, так что ремонт автомобиля в таком состоянии попросту экономически нецелесообразен. Логичнее расторгать договор купли-продажи.
— Самое интересное, что мотор относительно неплохо сохранился. Возможно, нового хозяина это и подкупило. Заводится — значит, всё нормально. Однако двигатель не развивает мощность: или «коробка» неправильно работает, или турбина. Человек, который ранее не владел таким авто, не определит проблему при первой поездке, равно как и не оценит состояние кузова.
По результатам осмотра и исследования экспертом составлено заключение, которое понадобится для составления искового заявления и обращения в суд.
Юрист: «Бремя доказывания недостатков ляжет на покупателя»
С просьбой дать свою оценку случившемуся мы также обратились к юрисконсульту ОО «Региональное общество защиты потребителей» Наталье Гурневич. Как в подобной ситуации поступать покупателям таких авто?
— Сразу хочу обозначить, что Закон «О защите прав потребителей» не применяется при заключении договора купли-продажи между физическими лицами. В данном случае следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса, — отмечает юрисконсульт. — Однако если продавцом транспортного средства является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то Закон «О защите прав потребителей» применять можем.
— Что нужно предпринять покупателям подобных автомобилей? Есть ли стандартный набор шагов для таких ситуаций?
— Перед покупкой машины следует тщательно изучить рекламное объявление, даже можно сделать для себя скриншоты, чтобы в случае возникновения спора о недонесении достоверной информации о товаре у покупателя имелись доказательства его правоты. Также на осмотр автомобиля до покупки желательно пригласить специалиста, который поможет не ошибиться с выбором.
Если же автомобиль приобретён и в процессе эксплуатации обнаружены недостатки товара, то следует незамедлительно обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора. Если продавцом является ИП или юридическое лицо, в письменной претензии мы ссылаемся на п. 3 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Если же продавцом выступило физическое лицо, то применяем статью 420 Гражданского кодекса. Письменную претензию следует направить продавцу заказным письмом с уведомлением на известный адрес или передать под подпись лично в руки.
— Следует отметить, что бремя доказывания наличия скрытых и существенных недостатков в данном случае возлагается на покупателя. Поможет их установить только независимая экспертиза, которую также следует провести за свой счёт.
Если экспертиза покажет наличие недостатков, которые возникли в товаре до передачи его покупателю, то денежные средства за проведённую процедуру покупатель сможет взыскать с продавца.
Если от продавца ответа не последует или в удовлетворении требований будет отказано, то за защитой своих прав покупатель может обратиться с исковым заявлением в суд.
— Может ли продавец ссылаться на то, что второй участник сделки действительно «видел, что покупал»? Какие есть способы доказать неправоту/нечестность торговца в подобной ситуации?
— Как мной обозначено ранее, обязательно фиксируем объявление о продаже автомобиля, а также проводим независимую экспертизу товара. Если при осмотре, покупке и оформлении транспортного средства с покупателем присутствовало третье лицо, которое слышало диалог между сторонами, то и свидетельские показания данного лица могут помочь покупателю укрепить свою позиции и станут дополнительным способом доказывания.
— О нарушении каких законов со стороны продавца может идти речь?
— В данном случае — о нарушении существенных условий договора купли-продажи, а также о донесении недостоверной информации о товаре.
— Расскажите, ориентируясь на ваш опыт: как завершались подобные дела в суде?
— В нашей практике встречались дела, когда продавцами транспортных средств выступали автохаусы. При грамотном подходе к делу наших юрисконсультов, при наличии доказательной базы, включая экспертное заключение, нам удавалось выстраивать чёткую позицию в судебном заседании, тем самым получая решения в нашу пользу — о расторжении договора купли-продажи автомобиля и возврате уплаченных денежных средств.
**
Мы продолжим следить за ситуацией вокруг Hyundai Terracan и дополним материал актуальной информацией, как только она поступит. Тем не менее очевидно, что подобных случаев будет происходить всё больше, ведь автомобильный рынок сейчас переживает не лучшие времена. Сэкономить время и средства можно при всесторонней проверке машины специалистами.