Тарпан — вымерший подвид дикой лошади. В честь этого могучего неукротимого животного в начале 70-х годов прошлого века и был назван пикап, ставший одним из самых знаковых автомобилей в истории Польши. Серийное производство Tarpan 233 запустили на заводе сельскохозяйственных машин в Познани в 1972 году. Авто быстро приобрело небывалую популярность на родине, а также в других европейских странах. Оно имело невысокую стоимость и универсальность, что позволяло использовать транспорт для различных целей.
К сожалению, сегодня «железным коням» Tarpan грозит участь животных, в честь которых их назвали. Эти автомобили — исчезающий вид. «Встретить „живой“ экземпляр можно разве что в Польше», — уверяют автоблогеры. Но нам удалось отыскать одного невымершего «зверя» в Беларуси, и его владелец любезно согласился показать пикап и поведать его историю.
— Ретроавтомобилями я увлёкся лет десять назад, — начинает свой рассказ Дмитрий. — В основном интересовался советской техникой: были у меня и «Волги», и «Победы», и «Москвичи» разных модификаций… Этот же пикап появился у меня пару лет назад. Увидев объявление о его продаже в интернете, я не смог удержаться от покупки. Уж очень интересная и редкая модель! Думаю, в Беларуси данный Tarpan единственный «выживший». Знаю, есть в стране ещё два таких автомобиля, но они не на ходу, состояние их, увы, плачевно.
— За этого «зверя» просили несколько тысяч долларов. У меня получилось хорошо поторговаться и приобрести авто за более приемлемую сумму. На тот момент продавец был единственным владельцем этого пикапа в Беларуси. Отставной военный, он пригнал Tarpan из Польши в начале 90-х. Для этого ему пришлось добиться специального разрешения местного отдела самоуправления. Вот, кстати, даже сервисная книжка из Познани сохранилась, — говорит мужчина, листая пожелтевшую «летопись» с пометками на польском языке.
— Автомобиль 1977 года выпуска — это первая модификация Tarpan. Под капотом у него находится родной бензиновый верхнеклапанный двигатель объёмом 2,1 литра. Машина заднеприводная. Позже, в 80-е годы, для нужд польской армии стали выпускаться другие модификации «Тарпана»: дизельные и бензиновые полноприводные пикапы с более мощными моторами.
— Коробка передач обычная трёхступенчатая. Тихоход развивает максимальную скорость 60—70 км/ч, при этом расходует примерно 10—12 л топлива на «сотню». Система кузова рамная: передняя подвеска рычажная, задняя — рессорная. Грузоподъёмность этого пикапа — до 500 кг. К слову, в последующих сериях авто она была увеличена до тонны.
— Раньше такие модели автомобилей назывались грузо-пассажирскими, по последней классификации они считаются грузовыми пикапами. Машина шестиместная: спереди рядом с водительским сиденьем расположен небольшой двухместный диванчик, сзади — ещё один трёхместный. Очень интересна конструкция этого авто: оно имеет подвижную перегородку между кабиной и кузовом. С помощью рычагов, расположенных под и над задним диваном, перегородка сдвигается максимально близко к переднему ряду сидений, что позволяет в случае необходимости существенно увеличить полезный объём грузового отсека. Такое решение делает Tarpan уникальным.
— В каком состоянии достался вам этот автомобиль? Наверняка пришлось приложить руку к нему перед тем, как начать активно эксплуатировать?
— На момент покупки пикап был в неплохом виде. Вполне себе «живой» экземпляр! Он заводился и уже был покрашен. К слову, его родной цвет — красно-оранжевый — всё ещё заметен под капотом. Прошлый хозяин перекрасил авто в жёлтый: «Тарпан» именно в таком цвете чаще всего встречается на старых польских проспектах, фотографиях и в каталогах.
— В общем, денег в этот автомобиль я особо не вкладывал. Но некоторые элементы подремонтировать, конечно, пришлось. Из-за того, что пикап долго стоял, его двигатель перестал заводиться. Я перебрал мотор, а также сделал занижение задней подвески, починил кое-что из электрики… Работ было немного, в целом всё оказалось исправно. Тут даже польское радио до сих пор стоит — и работает!
— Использую я авто в основном для хозяйственных нужд: перевожу грузы, мотоцикл и прочее. В общем, это моя рабочая лошадка. Большой клиренс и узкие высокие колёса позволяют достаточно уверенно ездить по бездорожью. Здесь очень удобный откидной борт, и в целом машина комфортная и полезная.
— Ну а где же искать детали на такой редкий экземпляр?
— Запчасти, в принципе, можно найти на любой автомобиль, это лишь вопрос цены и времени. Я даже колпаки оригинальные на «Тарпан» достал! Но вот разбитый подфарник давно заменить не могу: крайне сложно такой отыскать, даже в Польше нет. Остаётся ждать, мониторить базы объявлений, тематические чаты и форумы — нет-нет да и всплывает что-то интересное периодически!
— Что касается ходовой части, то многие детали подвески и двигателя в Tarpan можно заменить запасными частями от польских микроавтобусов Nysa и Zuk. Это более распространённые модели, в Беларуси их ещё достаточно, поэтому детали от них можно отыскать в продаже. Двигатель тут вообще аналог наших моторов от ГАЗ-69 и ГАЗ-20, при желании их легко найти. К слову, под капотом «Тарпана» очень большое пространство — туда хоть мерседесовский агрегат ставь! Кстати, и коробку передач в этом авто в случае чего также без проблем можно заменить механизмами из «Волги» и ГАЗ-69.
— В целом машина достаточно удобная, надёжная, хлопот за период владения она мне совершенно не доставляла. Единственный минус «Тарпана», на мой взгляд, недостаточно мощный мотор. Выдаёт он всего 70 «лошадок».
— Не по этой ли причине вы выставили свой раритет на продажу?
— Нет, причина иная. Есть у меня намётка на один интересный проект, который потребует денежных вложений. Поэтому я принял решение продать пару своих авто.
— Существует ли реальный спрос на такой эксклюзив?
— Многие интересуются, но в большинстве случаев это праздное любопытство. Необычно реагируют люди на мою машину. Думают, будто какая-то самоделка, и очень удивляются, узнав, что это первая модель польского джипа. В общем, одни пишут с целью просто поинтересоваться экземпляром, другие сразу люто сбивают стоимость — скажем так, предлагают сумму в три-четыре раза ниже запрашиваемой! А я ведь заоблачных цен не ставлю… Реальному покупателю, который действительно увлекается ретротехникой и ищет авто для себя, я всегда «скинуть» готов, но таких пока нет…