Гродненец Александр переехал в Варшаву в 2016 году. За семь лет пребывания в польской столице мужчина сумел открыть две СТО и один покрасочный цех. Правда, в первые годы жизни в соседней стране пришлось поменять не одну работу: трудился и сборщиком мебели, и строителем. Так парень зарабатывал на первый капитал.
Сколько стоит открыть СТО в польской столице, какая зарплата у механика и какая марка авто чаще других встречается в Варшаве — в материале av.by.
Перед тем как уехать на работу в Польшу, Александр трудился в официальном дилерском центре Renault в Гродно кладовщиком. Зарплата парня тогда была 7 миллионов неденоминированных рублей (около $350).
— В мои прямые обязанности входило ведение учёта новых автомобилей. Машины приезжали на склад, я ставил их на учёт, также получал от мастеров заказ-наряды (указывалось, какие машины покупаются) и делал заявки на них производителю, — рассказывает Александр.
В Польшу белорус переехал семь лет назад. Говорит, решился на такое, чтобы заработать денег и попробовать пожить в новой стране. Первое время Александр занимался установкой и монтажом мебели; вместе с бригадой ездили по всей Европе. Был период, когда подрабатывал и на стройке... В общем, сменил не одну сферу деятельности, пока не нацелился на собственное дело.
— Изучал рынок услуг в Польше и размышлял, какой бизнес более рентабельный. Конкуренции в автомобильной нише было на то время мало. Это уже сейчас в каждом районе много сервисов открылось — и больших, и маленьких. Причём разных направлений: детейлинг, полировка, химчистка, автосервис, автопокраска, — вспоминает собеседник. — К тому же у меня был товарищ, который работал в Беларуси автомехаником. У него в Гродно была небольшая СТО. Договорился с ним, что переедет в Варшаву и станет заниматься именно «слесаркой»: диагностикой и ремонтом. Ну а на меня ляжет развитие бизнеса и работа с клиентами.
— Какой у вас был первоначальный капитал для старта?
— Около 10 000 долларов на руках, и этого оказалось мало. Чтобы стартануть, необходимо было располагать суммой минимум в два раза большей. Поэтому пригласил в бизнес ещё одного товарища — он выполнял роль моего помощника, ну и продолжал работать механиком.
— На что ушли эти 20 000 долларов?
— Во-первых, на аренду. Статья расходов по этому пункту съедала около $2 000 в месяц! Требовалось заплатить аренду за первый месяц работы и последний. У поляков это называется kaucja (залог. — Прим. авт.). Сумма прописана в договоре, и после окончания его действия, если имущество не испорчено, деньги возвращаются арендатору. Зачастую размер «кауции» равен месячному платежу за аренду. Помещение, которое мы снимали, ранее уже использовалось по прямому назначению. То есть там имелось некоторое оборудование, а что-то пришлось докупить: шиномонтажный станок, балансировочный стенд, мойку для колёс и два подъёмника. Один понадобился для ямы, второй — стационарный гидравлический, который поднимает машины до 3,5 тонны. Разумеется, много докупали дополнительного оборудования: компрессор и пневмоинструмент — это всё из разряда обязательного на любой СТО.
— На то время какой у вас был статус в Польше и какие документы требовались для открытия СТО?
— Когда я открывал СТО, у меня имелся уже ВНЖ. Этого достаточно для начала своего бизнеса в Польше. Во всяком случае, семь лет назад было так. Необходимые документы готовятся быстро, всё заполняется онлайн. Нужно зарегистрировать фирму и получить её регистрационный номер. После этого открыть карт-счёт, купить кассовый аппарат, заказать терминал для безналичного расчёта. Для этого процесса я нанял стороннюю бухгалтерскую фирму, она всем занималась.
— Расскажите о налогообложении на автомобильные услуги в Польше.
— У каждого вида деятельности оно разное. Предприниматель выбирает ту форму, которая больше ему подходит. У меня, например, линейный налог. Я плачу государству 13% от прибыли.
— Когда поехали первые клиенты? И какую рекламную кампанию вы проводили?
— Я сразу же позиционировал СТО именно как белорусский сервис. Поэтому, естественно, сначала приезжали знакомые белорусы… Потом сработал принцип сарафанного радио. Да, была реклама в Facebook, Instagram и Google. Не без этого.
— Как быстро вышли на окупаемость вложений?
— Сложно сказать... Постоянно были какие-то вложения: то докупали инструмент, то что-то ремонтировали. К тому же сразу после открытия первой СТО я начал думать про вторую! Тут отмечу, что с подходящим для автосервиса помещением в Польше дела обстоят плохо. Зачастую пригодное помещение не сдают в аренду, а только продают. И когда через два года мне удалось найти подходящее место, я сразу вложил все накопленные средства в него! Это примерно 35 000 долларов.
— Чем новая СТО отличалась от первой мастерской?
— Первая находится в пригороде Варшавы, в спальном районе. Вторая — почти в центре, здесь четыре бокса! Благодаря этому у нас расширился ассортимент услуг. Если раньше занимались в основном механическим ремонтом автомобиля, то теперь мы ещё проводим 3D-развал-схождение и устанавливаем газовое оборудование. Ну и прежде работали всего два механика и я, а теперь в нашей команде девять человек!
— Какие самые востребованные услуги и какова их стоимость в Варшаве?
— Замена масла в двигателе — от 80 злотых (60 руб.), услуги шиномонтажа — от 120 злотых (95 руб.), замена ремня ГРМ — от 600 злотых (470 руб.), компьютерная диагностика — от 50 злотых (40 руб.), замена масла в АКПП — от 800 злотых (630 руб.). А вот ремонт двигателя в Польше делать невыгодно. Дешевле купить на разборке с гарантией! К слову, запчасти с авторазборок в Польше пользуются спросом не меньше, чем в Беларуси.
— Сколько клиентов можете обслужить на двух СТО и какой средний чек?
— Ежедневно мы обслуживаем около 15 автомобилей. Средний чек клиента — 1 000 злотых (800 руб.). Но это ведь примерная сумма до вычета налогов! Ещё мы предоставляем услугу по продаже автозапчастей. Тут всё стандартно: к нам приезжают люди, мы диагностируем автомобиль, после чего звоним клиенту и согласовываем с ним дальнейший ход работы. Говорим, что в машине неисправно, сколько будет стоит запчасть и ремонт... Если автовладелец одобряет, заказываем запчасти, и поставщики их привозят на СТО.
— А в какую сумму обходится вам содержание бизнеса? Учитывая аренду, коммуналку, налоги и зарплату персонала?
— На всё про всё в месяц уходит около 11 000 евро. Аренда — это чуть более €4 000. Коммунальные платежи — серьёзная статья затрат в Польше. Много предприятий малого бизнеса закрылись именно из-за того, что не смогли оплатить отопление, свет, газ. Только за газ на одной СТО я оплачиваю 1 500 злотых! Примерно столько же уходит на электричество. На новой станции в центре Варшавы коммуналка тянет около 5 000 злотых (4 000 руб.) ежемесячно.
— Средняя зарплата опытного механика — 4 500 злотых. Это где-то 1 000 евро. Ещё есть одна особенность ведения подобного бизнеса в Польше: владельцу СТО необходимо официально утилизировать любые расходники и техжидкости! Неважно, это использованное моторное масло, антифриз или тормозная жидкость. Если надумаете выбросить под забор, вывезти или вылить что-то, можно получить штраф в размере 10 000 евро! Поэтому любая СТО просто обязана заключить договор с особой службой, получить номер BDO и фиксировать там всю информацию об утилизации отходов. Хотя деньги за это просят небольшие — 100—110 злотых ежемесячно, но момент очень важный!
— Сколько получается заработать в месяц лично вам?
— Скажу так: золотых гор здесь нет. Скорее всего, это дело, которое позволяет мне развиваться. Недавно появился ещё покрасочный цех. Он обошёлся мне в 23 000 долларов. Его я открыл на деньги, которые мне принесла вторая СТО, а вторую открыл за счёт прибыли от первой... И при этом я не могу себе позволить, например, купить квартиру за наличные деньги, отложенные под подушку. Только если в кредит! Ежемесячно на личные расходы уходит примерно 4 500 злотых (3 500 BYN) — это аренда квартиры, питание и бытовые нужды. Всё остальное я вкладываю в бизнес… Вот недавно приобрели подъёмники для микроавтобусов. Теперь занимаемся ремонтом и грузовых машин!
— А какой автопарк в Варшаве? На каких машинах чаще всего приезжают клиенты?
— Тут всё по-разному. Вчера заезжала Skoda 1999 года выпуска, а вот сегодня — новый автомобиль с пробегом всего 10 000 км. Владелец на первую замену масла прибыл. На самом деле, старых «корчей» в Польше хватает. Но поляки не торопятся их ремонтировать! Зачастую от таких авто просто избавляются. Приезжают к нам и Geely, и Lada… Есть некоторые проблемы с подбором запчастей для этих марок. Как правило, детали надо заказывать откуда-то издалека, поскольку компоненты невостребованные. Да и у поставщика их так просто не найдёшь. Хотя был у нас клиент на «Жигулях»! Авто на номерах с первым регионом, в идеальном состоянии и с пробегом всего 60 000 км. Владельцем оказался молодой белорус, а машину ему подарил дедушка…
— В Беларуси сейчас доминирует китайский автопром. А как обстоят дела с Chery, JAC или каким-нибудь FAW в Польше?
— Действительно, эти и другие марки встречаются уже и в Польше! На днях прогуливался по супермаркетам и заметил много китайских машин на парковках. То есть на дорогах Варшавы их однозначно с каждым годом становится всё больше. Вполне вероятно, скоро придётся и с ремонтом таких авто столкнуться. Возможно, даже открыть третью профильную СТО.