
Журналисты av.by часто рассказывают о редких ретроавтомобилях. Сегодняшняя история как раз о таком экземпляре: дедушкин ВАЗ-21081 и влюблённый в советскую машину молодой человек Георгий. Герой материала собственноручно долгие годы восстанавливает и модернизирует семейную реликвию. И это не остаётся незамеченным. Авто уже успело «засветиться» во многих рекламах и кинолентах. Обо всём подробнее — читайте в новом материале.
«Любовь к машинам у меня с детства»
История восстановления ретроавтомобиля началась в 2013 году. На тот момент авто, простоявшее в гараже предыдущего хозяина более 13 лет, было в плачевном состоянии. Дедушка нашего героя купил эти «Жигули» в память о лихих девяностых. Он испытывал ностальгию, разбирая и собирая машину вместе с внуком, которому, кстати, позже и подарил её на совершеннолетие, ведь тот самый огонь в глазах внука при взгляде на авто нельзя было не заметить.

— Любовь к машинам у меня с детства. Никогда не забуду, как мы с дедушкой гуляли, а я называл марки и модели всех автомобилей во дворе. А в школьные годы лучшей мотивацией я считал возможность пойти с дедом в гараж, а не шанс поиграть с ребятами в мяч.

«Даже на российском рынке найти что-то стоящее — большая проблема»
Модель ВАЗ-21081 — одна из модификаций ВАЗ-2108, которая пошла в производство в 1991 году. Разработка началась ещё в 1978-м, а первая «восьмёрка» появилась в начале 1984-го.

ВАЗ-21081 — первый советский переднеприводный автомобиль-купе. Под капотом — бензиновый двигатель объёмом 1,1 л и мощностью 54 л. с. Этот трёхдверный хетчбэк способен разгоняться до 140 км/ч.

— Мотор на 1,1 л для ВАЗа — редкость. В СССР обычно ставили двигатель на 1,3 или 1,5 литра. Ходят легенды, что его появление связано с сотрудничеством немецких инженеров Porsche и советских специалистов. Благодаря этому тандему и появился малообъёмный двигатель, который сохранил мощность 54 л. с. при меньшем объёме, — рассказывает Георгий.

Кроме кузова, инженеры изменили и расположение бензобака: в «восьмёрке» он находится под днищем, а не в багажнике, как у классических «Жигулей». Объём бака — 43 литра. Расход топлива при скорости 90 км/ч составляет 7 л на трассе и около 10 в городе.

Моя не новая «восьмёрка»…
— Моя «восьмёрка» не новая, многое приходилось восстанавливать и менять. И вот однажды случилось то, чего я боялся больше всего, — «стуканул» мотор. Пришлось его капитально ремонтировать. Это далось мне нелегко: даже на российском рынке найти что-то стоящее было большой проблемой. Запчасти для двигателей на 1,3 и 1,5 л — пожалуйста, а вот для моего редкого 1,1-литрового — дефицит. Собирал по кусочкам больше трёх месяцев: часть деталей привёз из России, кое-что нашёл на барахолках и у дедушек в гаражах, остальное — на складах. Хотел восстановить тот самый оригинальный двигатель. И сейчас могу с уверенностью сказать, что оно того стоило.

Коробка передач в авто четырёхступенчатая, базовая для советской машины.

— Именно с этим мотором шла коробка на четыре передачи. Многие советовали поставить пятиступенчатую, но я не видел смысла: едет она так же, на расход это почти не влияет. Всё работает так, как и должно.

Lada Samara по-белорусски
Автомобили «Лада Спутник» были известны не только в СССР, но и за границей (под именем Lada Samara). Экспортные версии отличались более мощными моторами, улучшенной отделкой и дополнительным оборудованием для соответствия европейским стандартам.

Машина Георгия изначально предназначалась для советского рынка, поэтому комплектация у неё была минимальной. Но владелец решил это исправить.


— Из-за того, что автомобиль у прежнего хозяина долго стоял под открытым небом, кузов и салон пришли в негодность. Казалось бы, «Жигули» — всё найти просто, но нет. Чтобы достать торпедо без трещин, пришлось постараться. Восстановлением машины я занимаюсь уже седьмой год, и это не конец.

— Моя гордость — установленные мной фары Hella Morette и диски Amil Turbo. Такая оптика когда-то ставилась французскими дилерами с целью повышения конкурентоспособности модели. Чтобы найти эти фары, пришлось купить «донора» за $300 в Гомеле в ужасном состоянии. С него же сняли диски, которые затем отреставрировали. В итоге сделка вышла выгодной: одна такая оптика сейчас стоит около $1 000, а диски — около $110 за штуку.
— Кроме этого, я поставил немецкий руль Raid, приборную панель (в милях), потолочные часы и индикатор ремня безопасности. Добавил спереди и сзади наклейки со слоганами на французском.
— Этим я хотел подчеркнуть все свои реновации. На недавней выставке Vintage Day машина стояла ещё и с французскими номерами.

Также Георгий установил оригинальный резиновый спойлер Foha прямиком из Будапешта.

— Его аналог из ABS-пластика можно купить и у нас на маркетплейсах, но ведь фишка оригинала в том, что он мягкий.


Салон ВАЗ-21081 (сиденья, стойки, обшивка) полностью перешит.

— Самое главное — это то, что удалось сохранить оригинальную текстуру, пусть даже цвет немного отличается.
Дорога на «Нюрбургринг»
Машина Георгия — не проект и не «капсула времени», а активно эксплуатируемый автомобиль.

— За это время я проехал почти всю Беларусь: областные и районные города, знаменитые усадьбы и их развалины. Когда-то я с другом создал комьюнити любителей советских автомобилей — и с ним мы колесили по стране в поиске интересных исторических мест и выставок. Но это всё в прошлом, хотя воспоминания остались.

Выставки — важная часть жизни «восьмёрки».
— Vintage Day, Automotoevent в Полоцке, «Авторетро» в Витебске — и это только за последнее время! В планах — поездка в Москву или Петербург на более масштабные мероприятия.

Но есть и мечта:
— Я очень давно хочу проехать по легендарной трассе «Нюрбургринг». Надеюсь, скоро эта мечта осуществится!

Звезда съёмочной площадки
История со съёмками началась давным-давно. Когда «восьмёрку» увидели на одной из выставок, меня сразу же пригласили на кастинг. Для некоторых фильмов даже меняли цвет и комплектацию машины! Причём прямо на площадке. Например, для последнего проекта пришлось снять редкие детали, чтобы автомобиль выглядел заводским.

За последние два года машина снялась в трёх фильмах. Названия режиссёры не раскрывают, чтобы избежать утечек, поэтому Георгий ищет их сам уже после выхода фильма на экраны.

— Из последнего — «Федя. Народный футболист». Там мой ВАЗ мелькал только частично, но я-то знаю, что это он! А больше и не надо. Самое интересное — наблюдать за процессом: игрой актёров, работой команды. Даже если вы не фанат кино, всем советую хоть раз попасть на съёмочную площадку. Это незабываемо.
Фото из архива героя
**
Сумму затрат молодой человек точно назвать не смог.


— Моя история восстановления авто длится более 7 лет, но до этого вложения ещё делал дедушка. Точно могу сказать, что расходы я перестал считать после $4 000. А ведь это было около трёх лет назад.
