Читатель av.by Александр ещё два месяца назад поставил BMW X6 на комиссию в «Шикавто», но там автомобиль мало того что не продали, так ещё и сломали. Со слов героя, на BMW погонял молодой менеджер. Ночью решил её заправить, и… кроссовер не тронулся с места. В автохаусе все обвинения отрицают. Мол, даже милиция на стороне компании! Выслушаем обе стороны конфликта.
«Менеджер автосалона взял ночью машину, чтобы покатать девушку»
В автосалон «Шикавто» читатель Александр обратился в августе. Вежливые менеджеры, известная площадка плюс выгодные условия — ничто не мешало подписать договор с фирмой.
— Я давно собирался машину менять на вариант поновее и поинтереснее. И как раз приехал в Минск из Могилёва, чтобы встретиться с друзьями. Рассказал им о своих планах, и один из товарищей посоветовал обратиться в «Шикавто» — мол, благодаря автосалону продал без лишних заморочек свой автомобиль. Остались контакты знакомого менеджера, который с радостью всё оформит.
Сарафанное радио, как известно, работает лучше любой рекламы, поэтому Александр последовал совету друга. Сказано — сделано: белый «икс» спустя пару дней уже красовался на площадке автосалона. $34 000 — в такую сумму оценил Х6 владелец, но с комиссией машину выставили на продажу за $35 900.
— Автомобиль полностью осмотрели, также в течение трёх суток обещали сделать диагностику и мойку. Суммарно машина пробыла в автосалоне около десяти дней. За это время на одометре прибавилось 250 км! Очевидно, что такой километраж за одну поездку по Минску не накатаешь.
— О том, что моей машиной активно пользуются, я вообще узнал внезапно. Поздно вечером (после 22:00) мне позвонил товарищ — он же предыдущий владелец авто — и сказал, будто видел мой BMW на заправке! Якобы за рулём находился молодой парень лет двадцати, пассажир — девушка. В подтверждение есть видео с камер наружного наблюдения.
Появились сомнения: неужто автомобиль продали, но мне не сообщили? Следующим утром попросил родственника позвонить в «Шикавто» под видом клиента. Ему ответили: белая BMW X6 на площадке, можно приезжать смотреть. К слову, он так и поступил, но в автосалоне его внезапно развернули! «Увы, машина сломалась, извините, в следующий раз...» И только после этого визита менеджеры «Шикавто» связались со мной.
— Насчёт той ночи позже оправдались: машину брали, чтобы продемонстрировать клиенту из Москвы. У него якобы своя станция техобслуживания, специализирующаяся на BMW, в 40 км от Минска. Менеджер отвёз авто на проверку, но там поздним вечером оказалась большая очередь. Странно, не так ли? Тогда он решил заехать домой — живёт неподалёку. Около 22:00 ему позвонили с СТО и сказали: «Сегодня попасть на диагностику не получится, всё занято». Поэтому молодой человек вернулся в автохаус, по дороге подобрав свою девушку. Вместе отправились на заправку, так как бак был уже пустой. Залили 8 литров ДТ — и всё! Машина не завелась...
Первое простое предположение: вместо «дизеля» по незнанию водителя в бак попал бензин. Но нет, ситуация гораздо запутаннее. Что конкретно случилось с машиной, никто пока утверждать не берётся. Хотя иномарка уже побывала на сервисе.
— Я оставлял в баке около 25 литров топлива перед тем, как отдать X6 в автосалон. То, что кроссовер понадобилось заправлять, ещё раз доказывает: он на площадке не простаивал. Более того, BMW после передачи на комиссию как минимум дважды заправляли: на 250 км точно не хватило бы 25 литров. К слову, на следующий после инцидента день работники «Шикавто» приехали на АЗС, где оставалась машина, и все ошибки с помощью компьютера стёрли.
— Когда я узнал, что с автомобилем что-то произошло, потребовал отвезти его на официальный сервис. Но представителям «Шикавто» эта идея не понравилось. Они спросили, где я обычно обслуживаю технику, — туда её и доставили. Сейчас Х6 пылится на стоянке напротив СТО. Проблема неизвестна до сих пор. Возможно, что-то с шестым цилиндром. Мастера поменяли форсунку — поставили бэушную. Но даже за неё платить автосалон сейчас отказывается!
— В конце долгих переговоров мы сошлись на том, что в течение двух месяцев машину отремонтируют и выставят на продажу, а мне отдадут деньги. Мы условились: я приеду в ближайший день и мы переподпишем договор. Но спустя какое-то время в автосалоне изменили решение: сказали, что сначала будут делать экспертизу. И вообще, я им отдал сломанную машину. Очевидно: их наёмный эксперт напишет выгодное компании заключение — и дело с концом. Поэтому сейчас я нахожусь в поиске юриста, подал заявление в милицию об угоне.
— Отмечу сразу: я не буду добиваться того, чтобы наказание легло на менеджера, который был за рулём. Парень молодой, а у меня самого сыновья — понимаю, можно в жизни оступиться. Но за данные происшествия серьёзную ответственность должно нести руководство автохауса. Тем более это не первый случай, когда работники берут машины клиентов погонять. Я слышал подобные истории от знакомых и читал о таком на форумах.
Юрист: «Надо смотреть договор»
Имеют ли право представители автохаусов пользоваться автомобилем без согласия его собственника? Комментарий по этому поводу нам дала Кристина Хома, адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Транспорт и право».
— Стоит внимательно изучить условия подписанного договора комиссии. Если в нём имеются условия о том, что комиссионеру (автосалону) предоставляется право пользования, и определены конкретные цели такого пользования (например: «Комитент предоставляет Комиссионеру право пользования транспортным средством для следующих целей: мойка, химчистка, заправка, посещение СТО, демонстрация потенциальному покупателю (тест-драйв)»), то такое пользование в этих целях не будет являться неправомерным. Если же такого условия не имеется в договоре комиссии, подписанном сторонами, то автосалон не имеет права пользования автомобилем (езды на нём). Если автомобилем пользовались (на нём совершали поездки) в иных целях, нежели чем предусмотренные договором, такое пользование также является незаконным.
— Про какие уголовные статьи можно говорить в данном случае? Полагаю, если договором комиссии не предусмотрено право пользования или предусмотрено, но не с целью заправки, то действия менеджера можно квалифицировать как неправомерное завладение транспортным средством и поездка на нём без цели хищения, то есть по статье 214 УК Республики Беларусь. Законодатель называет такое завладение угоном. Ведь в рассматриваемом случае виновное лицо посягает лишь на право пользования автомобилем и завладевает им с целью совершить поездку куда-либо. Собственник автомобиля, отдавая свой автомобиль по договору комиссии с целью продажи, судя по изложенным обстоятельствам, как и в случае, когда автомобиль отдаётся на СТО с целью ремонта, не разрешал пользоваться своим автомобилем (ездить на нём), а пользование менеджером автомобилем произошло помимо воли и согласия потерпевшего. В данном случае Александр может обратиться в правоохранительные органы с заявлением о решении вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 214 УК и даче оценки действиям работнику автосалона.
«Шикавто»: «Клиент хочет конфликта»
Конечно, мы не могли не связаться с представителями «Шикавто», чтобы выяснить, как там относятся к ситуации. Долго объяснять, о чём идёт речь, не пришлось. Однако в компании заверили: клиент вводит нас в заблуждение, всё было не так, как он рассказывает. Приводим развёрнутый комментарий автосалона.
— Куда так поздно направлялся менеджер на клиентском авто?
— Потенциальный покупатель хотел проверить машину на СТО. Но там заявили, что сегодня не смогут взять автомобиль в работу. Чтобы не оставлять авто клиента на ночь на станции, менеджер забрал его. По дороге заехал на АЗС. Заправил верным видом топлива, что было проверено по камерам видеонаблюдения. Однако после этого он не смог запустить двигатель автомобиля.
— Где сейчас находится машина? Известно ли, что с ней?
— По просьбе собственника авто было доставлено на СТО (которую он сам указал), где хозяин всегда обслуживает свой автомобиль. После проведения диагностики станция отказалась выдать диагностическую карту, ссылаясь на то, что сообщила всю информацию владельцу устно.
В ответ мы предложили за счёт нашей компании произвести экспертизу по месту нахождения машины либо у официального дилера BMW для выявления реальной причины неисправности. Однако за день до планируемой процедуры клиент от неё отказался. Более того, потребовал компенсацию в виде замены двигателя. Полагаем, авто по сей день находится на этом сервисе.
— Откуда взялись дополнительные 250 км на одометре?
— В заключённом договоре комиссии указано: клиент даёт согласие на проведение тест-драйвов. Надо ещё учитывать, что автомобиль отправляется на мойку, АЗС, СТО, если требуется (и как было в данной ситуации). Только при последней поездке на станцию техобслуживания и обратно пришлось преодолеть около 70 км по МКАД.
— Мы всегда работаем в рамках правового поля. В данном случае исключений никаких не имелось. Также было предложено несколько решений этой проблемы, от которых клиент отказался. Вместо этого он обратился в милицию, после чего правоохранительные органы провели проверку. В результате наши показания и действия нашего сотрудника подтвердились, а заявитель получил отказ за отсутствием нарушений с нашей стороны. В любой ситуации компания «Шикавто» идёт навстречу клиенту и готова решать все разногласия конструктивно и без конфликтов. Но бывает так, что клиент конфликта хочет, а вот какова мотивация — это уже вопрос к нему.