В Беларуси подобные авто можно сосчитать по пальцам одной руки. Речь идёт про компактный британский двухместный спортивный автомобиль Triumph Spitfire.
Av.by отыскали владельца экземпляра 1979 года выпуска в Гродно. Как белорусу удалось купить уникальную ретромашину, сколько времени и денег вложено в её реставрацию и почему сейчас решил её продать — в этом материале.
Немного энциклопедической информации. Британский родстер Triumph Spitfire появился на рынке более 60 лет тому назад. В это время в Англии наблюдался огромный интерес к спортивным автомобилям и к соревнованиям.
Дебютировал Triumph Spitfire в октябре 1962 года. Модель не имела несущего кузова — в его основе лежала рама. Под капотом находился 4-цилиндровый нижневальный двигатель объёмом 1 147 см³.
Когда мы приехали в назначенное место на интервью с Дмитрием, владельцем английского родстера, машину уже успели окружить любопытные прохожие. Гродненец спокойно отвечал на вопросы. Было хорошо заметно, что к такому отношению мужчина привык:
— Да, часто слышу комплименты в адрес авто! Правда, бывают и бестактные люди, которые могут усадить своего ребёнка на капот, — подмечает изъяны излишнего внимания гродненец.
Хозяином Triumph Spitfire Дмитрий стал три года назад. Он не относит себя к коллекционерам и большим любителям ретроавтомобилей. Говорит, всё произошло внезапно.
— В один прекрасный момент захотелось старую машину! По телику шла программа о том, как реставрируют английские ретрокары. Я стал листать объявления на одном известном немецком сайте. Экземпляров таких, к слову, там продаётся немало — 50—70 единиц всегда имеется. Но именно этот автомобиль зацепил меня своей уникальной историей. У него было лишь два владельца, имелась вся подтверждённая история с момента покупки. Первый хозяин — американец. То есть родстер находился в Штатах шесть лет. А потом авто купил мужчина из Кёльна. Когда он умер, его супруга решила машину продать.
Вполне рядовая для «Дойчланд» ситуация. Автомобиль, вспоминает Дмитрий, покупали не глядя. Ехать смотреть на авто было далековато, и белорусы решили довериться словам бабушки, мол, Triumph в хорошем техническом состоянии.
— Вот так и приобрёл! С момента, как увидели объявление, и до того, как он приехал в Беларусь, прошло дней десять, — говорит собеседник.
Растаможка обошлась примерно в 2,5 тысячи евро. Стоимость самого автомобиля гродненец называет уклончиво — «около 10 000 евро».
Однако все ожидания белоруса оправдались: машина оказалась в хорошем техническом состоянии. Всё, что сделал новый хозяин, — слил старый бензин и залил в двигатель свежее моторное масло.
— Кстати, в Беларуси такое не найдёшь! В этот старинный движок нужно лить жидкость, специально разработанную для ретроавтомобилей. Заказал несколько канистр из Европы. Ещё провели ревизию тормозов. Покатались два месяца, и зимой отдал авто на реставрацию.
Для Triumph Spitfire заказывались практически все оригинальные запчасти. Реставрацией родстера занимались в Гродно. Над новым обликом «британца» трудились сразу четыре мастера:
— Меня не устраивало отсутствие некоторых мелких деталей: где-то, например, не хватало пластикового треугольничка. Как-то не зашёл родной цвет «приборки»... Плюс при транспортировке треснуло лобовое стекло. Вроде мелочь, но пришлось поменять сразу «лобовик», раму, резинки… Руль, кстати, тоже не оригинальный.
— Машина была на других колёсах. Именно эти диски уже от топовой комплектации Spitfire. И вот с ними возникла проблема. В продаже значилась в основном реплика… Но поскольку автомобиль весь в оригинале, не хотелось портить его внешний вид не пойми какими запчастями. Пришлось искать оригинальные диски. И нашли! Не поверите, но они пришли даже в коробке 1978 года! Сумму не назову. Жена узнает — проблем не избежать! — смеётся собеседник.
Чуть позже появилась другая сложная задача — как эти самые оригинальные диски отбалансировать. В Гродно найти таких мастеров было сложно, вспоминает Дмитрий.
— Диски спицованные: где-то спицы нужно стянуть, где-то — расслабить. За это никто браться не хотел!
— Как вышли из ситуации?
— Опытным путём! На машину в то время был мануал со всеми инструкциями. Мне досталась книжка на немецком языке. Вот по ней всё и сделали! Кстати, когда регулировали развал-схождение, на современном стенде Bosch оказались нужные параметры даже на это авто. Одним словом — немцы! Всё учли.
— Ну и какова же итоговая сумма реставрации?
— Скажем так: ушло... несколько стоимостей автомобиля! А точную цифру не назову. Вдруг супруга прочитает, — хитро улыбается Дмитрий.
К слову, работу по восстановлению Triumph Spitfire жена героя лично оценила: на отреставрированном авто пара съездила в Прибалтику. И по пути обнаружилось два явных минуса:
— Во-первых, в салоне очень шумно и нет кондиционера! Приходилось либо открывать окно, либо отстёгивать заднюю форточку. А второй нюанс проявился на автобанах. Ввиду того, что машина низкая, её практически не видят водители фур. Было страшновато находиться рядом с автопоездом! Кстати, во время путешествия мы узнали, что в Triumph Spitfire, как ни странно, помещается три полноценных чемодана — два в багажнике и один на крышке от него же.
— Какова максимальная скорость, которую может развить этот автомобиль?
— Комфортная скорость где-то 80—85 км/ч, но до 140 км/ч, если надо, можно разогнаться!
— А каков расход топлива?
— Тут карбюраторный двигатель, расход варьируется от 6,5 до 15 л на 100 км пути. Вот в городе выходит 8—9 литров. Но так как ездим мы мало, 40-литрового бака хватает на два месяца! За год проезжаю примерно 2 000 км. А за три года накатал около восьми тысяч. Когда покупал машину, пробег был 86 000 миль. Это примерно 140 000 км.
— Насколько сложен Triumph в обслуживании?
— Многие запчасти (фильтры, колодки, свечи зажигания) подходят от старых английских автомобилей. Например, от того же Rover. Их можно без проблем купить в Беларуси. А что-то специфическое всегда реально заказать в Европе. За неделю-две всё привезут в Гродно.
— А техосмотр у Spitfire пройден? И как вообще сотрудники станции и инспекторы ГАИ реагируют на такое авто?
— Обижаете! На последнем ТО проверили тормоза, свет, даже уровень выхлопа с помощью газоанализатора. Экипаж ГАИ останавливал раза два. Но лишних вопросов не задавали!
По словам гродненца, за всё время серьёзных поломок у Triumph Spitfire не случалось. Но... хозяин решился на продажу! Говорит, созрел на новый серьёзный проект:
— Это будет тоже ретроавтомобиль, только с начинкой «электрички»! Возьмём кузов Maserati 60-х годов, а по технике — новый современный электрокар!
**
В завершение интервью Дмитрий бросает мне ключи с предложением проехаться на Triumph Spitfire. Ну и как от такого можно отказаться?! Первый поворот ключа в замке зажигания, плавное нажатие педали газа...
И вот мы лихо мчим вдоль набережной Немана. Ветер треплет прядь моих волос, одной рукой я заправляю её за ухо, а второй крепко сжимаю деревянный руль. «Р-р-р», — гулко звучит мотор под капотом, будоража в жилах кровь, а прохожие сворачивают головы, провожая жадными взглядами эту породистую аристократку... Действительно, не машина, а неповторимая английская история, которую редко встретишь на тихих улочках родного Гродно. Тем и приятнее так близко с ней познакомиться!