«Железный Доктор» – антикоррозионная обработка кузова, днища, порогов вашего автомобиля в Бресте!

Белорус восстанавливает «Икарус 256». Получается лайнер в детство

17.04.2021 19:44
Транспорт

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Стоишь рядом с Ikarus 256 – и хочется его обнять и поцеловать. В голове – смесь из запаха выхлопа, урчания дизеля и подвывания заднего моста. Ностальгия неизбежна, ведь 30 лет назад, когда он был новым, а мне было пять, Ikarus превалировал как на городских маршрутах, так и на межгороде. Поэтому сегодня автобус в характерной красно-белой ливрее одним своим видом мысленно телепортирует тебя в начало 1990-х.

"Однажды проснулся и понял: нужен Ikarus"

История любви Степана к "Икарусам" тоже уходит корнями в детство. Его отец работал в "СовТрансАвто", где маленький Степа и познакомился с автобусами, рассказывает Автобизнес. А став взрослым и состоятельным, он решил купить себе Ikarus – частичку счастливого и беззаботного времени.

– "Икарусы" – это любовь с детства. Еще ребенком я увлекался ими, смотрел, интересовался, когда придут новые партии. Автобус, в котором мы находимся, выпущен в 1989 году.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Я люблю технику, у меня есть тракторы и грузовики, но однажды я проснулся и понял, что не могу без этого автобуса, – нужен Ikarus. Приехал смотреть самое дешевое предложение – и мне повезло. Когда я занимаюсь поиском техники, меня интересует не столько сохранность машины, сколько какая-то маленькая "фишка", которая заставляет принять решение, несмотря на состояние. Здесь было две вещи. Первая – это табличка "Завод 407ГА". 407ГА – это 407-й завод гражданской авиации, проще говоря, авиаремонтный завод. Автобус долгое время работал там, затем был продан в частные руки и возил рабочих на стройку.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Вторая "фишка" – услышанное мною во время пробной поездки подвывание заднего моста на четвертой передаче, которое я помню с детства. Уже после покупки я нашел в автобусе еще много всяких приятных "изюминок", но о них расскажу позже.

Ikarus был очень "уставшим" и возить пассажиров не мог. Но я не удержался и купил его за символические 1500 долларов.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»Автобус после покупки

Этот автобус из партии, которая шла именно на Советский Союз, о чем свидетельствует расцветка кузова и надписи в салоне на русском.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Модификация автобуса – 256.75. Это улучшенная модель, у которой 40 сидений, а не 45, сзади есть бар, присутствует индивидуальный обдув и освещение, а также затемненные стекла. На обычном 256-м обдува и индивидуального света не было, там стояла просто сетчатая полка.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Благодаря работе на заводе в этом автобусе сохранился бар. Если бы он оказался в автопарке, его бы сразу выкинули и поставили сзади еще пять сидений. Автобусу повезло с экипажем и тем, что он изначально попал на богатое по тем временам минское предприятие.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Сделано много, но этого мало

Холодный запуск "Икаруса" – масштабная модель пуска тепловоза и экологическая катастрофа в миниатюре. Грета Тунберг явно против, но ее никто не спрашивает. Однако Степан уверяет, что с двигателем проблем нет, а вот общее состояние автобуса еще далеко от идеала.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

– С самого начала эксплуатации этот Ikarus не проходил ни одного капремонта. Сейчас он подварен и перекрашен, но надо признать, что по нему еще очень много работы. Автобус – это не легковая машина, которую можно сделать быстро.

В первую очередь потребовалась переварка. В процессе подготовки к покраске понял, что красили его раз восемь. И все разы это делали хорошо, покрашена даже крыша. Авиаремонтный завод мог себе позволить.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Затем ремонтировал потекший радиатор – купить новый и поменять нереально, запчастей уже нет. Сзади переваривал ферму, но сварочные работы по задней части выполнены на процента три от того, что на самом деле нужно. Пока сделано самое необходимое, чтобы был приличный внешний вид и, грубо говоря, не вывалился мотор.

Само собой, менялось масло, шприцевался передний мост. Надо отдать должное надежности "Икаруса" – никаких серьезных проблем он не преподнес. Да, при поездке в Брест выявилась небольшая утечка масла, не более. Удивительно, но даже подушки работают нормально, хотя вопросы по задней подвеске есть.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Мотор здесь RABA-MAN объемом 10,35 литра. Расход топлива – около 25 литров на "сотню", масла в двигатель необходимо около 27 литров. Коробка передач ZF, задний мост RABA. Все это до сих пор круто работает, но нюансы есть: те же перегазовки при переключениях передач – сегодня не каждый водитель с этим справится.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Для отопления предусмотрено три печки: одна для водителя, две для пассажиров, плюс автономный отопитель Sirocco. Если это все работает, а прошедшей зимой я отремонтировал Sirocco, то в салоне достаточно тепло.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Запчасти на автобус обычно заказываются из Москвы, что-то время от времени появляется на местных досках объявлений. Детали не очень дорогие, например, две ГБЦ в сборе стоят 300 долларов. Но далеко не все можно найти. Например, здесь пора менять энергоаккумулятор тормозов, а где его взять – вопрос открытый. Аналогичная ситуация с резиновыми молдингами, на которых держатся боковые люки. Их нигде нет, поэтому часть люков теперь крепится на петлях.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Чтобы нормально ремонтировать такую машину, нужен цех, в обслуживании автобус довольно сложный. Со временем все будет делаться, но уже выполненных работ хватает для спокойной эксплуатации.

Артефакты из прошлого

Чилаут из убаюкивающего урчания дизеля под аккомпанемент заднего моста, изредка перемежающийся элементами дабстепа при переключении передач, – отличный фон для историй Степана о прошлом автобуса.

– Пробег на одометре приближается к пятистам тысячам километров, но думаю, что к ним можно смело прибавлять миллион. Или второй круг, или менялся спидометр. Об оригинальности пробега сложно судить, но обычно автобусы ездят не меньше ста километров в день, как правило, даже значительно больше. Этот Ikarus какое-то время возил заводскую футбольную команду, от нее даже остался трафарет. Интересный артефакт.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

В свое время оптика на "венгров" была дефицитом, поэтому водители выцарапывали на "поворотниках", чтобы их не переставили на другой автобус, госномер. Здесь на них можно рассмотреть "37-00".

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Салон полностью оригинальный, по нему не делалось ничего. Чехлы, которые надеты на сиденья, защитили от износа "родную" обивку. Судя по всему, на автобусе работали очень хорошие водители, которые его любили. А Ikarus просто заставляет себя любить.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Вот еще пример любви водителей к автобусу – коврик в нише на панели. Или квадратики на руле и поручнях. Я не убираю этот тюнинг, ведь это история автобуса. Не представляю, сколько нужно было заморачиваться, чтобы приклеить это все, да еще и сделать из такого материала, что он спокойно дожил до 2021 года.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

Вместе с автобусом досталось много оригинальных элементов салона в хорошем состоянии, на полке обнаружилась даже оригинальная аптечка с венгерскими лекарствами.

Беларус восстанавливает «Икарус 256»

После покупки очень жалел, что на бортах не сохранилась родная табличка с надписью Ikarus на голубом фоне, а через полгода нашел ее между полками в баре в идеальном состоянии. Пока так и лежит, так как боюсь, что могут украсть.

"Мечта – включить освещение в салоне и проехать вечером по городу"

Ikarus – синергия эмоции и стиля. Он заставляет сворачивать головы прохожих, вызывает слезы ностальгии у людей в возрасте и уважение у водителей-международников.

– Однажды была ситуация, я куда-то приехал, сижу в салоне, стучится мужчина и спрашивает, можно ли внутрь. Заходит, садится и начинает рассказывать: "Я 20 лет на таком автобусе отработал, получал новым, там делал то, там ставил это". И таких людей много, у некоторых даже слезы на глаза наворачиваются. Что-то в нем есть, а каково было в 1980-х на нем работать! Круче был только 250-й, который на метр длиннее и считается автобусом дальнего следования, 256-й – туристическая машина.

Приятные моменты были во время первой обкатки после покраски. Выехал на трассу, проехал несколько километров – по встречной идет свежий Neoplan литовского перевозчика, водитель в рубашке, галстуке, рядом напарник – и они оба приветствуют меня поднятыми руками. Эта традиция сохранилась с советских времен.

Недавно парень написал, что ездил когда-то на моем "Икарусе" на турслет, даже прислал старые фотографии с ним. Мне бы хотелось найти еще людей, знакомых с историей этого автобуса. Если кто-то ездил на нем пассажиром или даже работал – напишите мне в Instagram.

Автобус куплен в первую очередь для себя, ради всех этих эмоций, но иногда он приносит деньги. Однажды товарищ предложил поучаствовать в съемках фильма про Чернобыль, который недавно вышел, плюс пару раз Ikarus снимался в рекламе. Благодаря этому даже окупились затраты на покупку и частично на ремонт.

Иногда автобус берут на детские дни рождения, корпоративы. Детям очень нравятся такие поездки. Сейчас есть идея устраивать на "Икарусе" вылазки по интересным местам Минска и Беларуси.

Недавно я купил еще два "Икаруса". Один – такой же 256.75, брал его в качестве "донора" для этого, но он оказался даже лучше по состоянию. Второй – пригородный двухдверный 260.49, выпущенный в 1987 году. Оба работали на заводах, оба я буду восстанавливать.

Сейчас моя мечта – привести 260-й в более-менее приличное состояние, включить освещение в салоне и просто проехать вечером по городу и порадовать людей. У меня нет цели обложиться "Икарусами" и поставить их во дворе. Я хочу, чтобы они ездили и чтобы каждый мог на них прокатиться.

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей