Белорусская фирма купила у официального дилера новый электрический BMW iX xDrive50. Правда, удовольствия от управления передовым баварским электрокаром её представитель так и не получил: спустя полгода в машине то и дело стали проявляться поломки. Сейчас мужчина требует у дилера замены автомобиля на новый, но в автоцентре убеждены: иномарка технически исправна. Журналисты av.by выслушали обе стороны конфликта.
Белорусская фирма в августе 2023 года приобрела BMW iX xDrive50 у официального дилера. Электрический внедорожник обошёлся в 117 000 евро. Машину покупали в лизинг, ежемесячно выплачивая по 9 000 BYN. Однако спустя полгода у представителя немецкого автопрома были выявлены первые поломки. Да такие, что сотруднику фирмы и непосредственному пользователю иномарки Михаилу приходилось ездить зимой в авто чуть ли не в шубе, чтобы не замёрзнуть!
— В декабре, когда на одометре значилось всего 10 000 км, из печки начал дуть холодный воздух. Вынужден был кататься в шапке! — вспоминает Михаил. — Обращался к дилеру три раза — не смогли найти неисправность!
Установить дефект «официалу» удалось лишь после четвёртого обращения, уверяет автовладелец.
— Мне сказали, что нужно менять электроотопитель. При этом назвали примерный срок ожидания — около двух месяцев! Поскольку автомобиль мне нужен каждый день, я попросил предоставить на время ремонта мне подменный. Но представители дилерского центра заявили, что не имеют такой возможности.
Вместе с неработающей печкой у электрического «немца» проявилась ещё одна неисправность: стёкла пассажирской двери начали запотевать, что приводило к небезопасности движения.
— Причину даже не пытались искать! Когда я просил руководство сесть в авто и убедиться в проблеме лично, они отказывались! — утверждает Михаил. — На протяжении четырёх месяцев я приезжал к ним несколько раз, но на мои просьбы там никто не обращал внимания, вариантов исправления не предлагали! Начальник ремонтного отдела вообще сказал, что не видит проблемы. Мол, у меня просто грязное стекло!
Когда на одометре было 14 000 км пробега, дала знать о себе и подвеска автомобиля — пришлось менять рычаги спереди. Чуть позже заменили ещё и датчик забора воздуха снаружи.
— Также мне пришлось устанавливать новое лобовое стекло, поскольку в прежнем появилась трещина. После ремонта мне отдали машину с грязной панелью! А через два дня пошёл дождь, и у меня на скорости отвалилась щётка очистителя «лобовика».
Со слов Михаила, никто из представителей дилерского центра не обращал внимания на многочисленные неисправности иномарки, а все его замечания не находили ответа. Тогда автовладельцу ничего не оставалось, как обратиться с официальной претензией. В ней мужчина указал, что «перечисленные недостатки автомобиля возникли до передачи Покупателю и Лизингодателю и являются существенными: выявляются неоднократно и проявляются после их устранения».
В официальном документе минчанин потребовал: «В связи с вышеизложенным на основании п. 1.7. Договора, руководствуясь подп. 2 п. 2 ст. 445 ГК, заменить некачественный товар — автомобиль BMW iX xDrive50 2023 г. в., поставленный по договору купли-продажи № СN04781-15375 от 11 августа 2023 г., на товар надлежащего качества в срок до 1 мая 2024 года».
«В случае отказа от удовлетворения требования о замене товара будем вынуждены инициировать процедуру одностороннего отказа от исполнения договора лизинга, заключённого между Лизингополучателем и Покупателем, и, соответственно, от исполнения Договора, заключённого между Покупателем и Продавцом, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 445 ГК», — говорится также в документе.
— Но и на претензию никто не отреагировал, пока я сам не пришёл к заместителю директора по гарантийному сервису. Тот мне посоветовал ещё обсудить с отделом продаж варианты решения спора! Через неделю примерно меня пригласили и предложили забрать мой автомобиль по системе трейд-ин. То есть они хотели взять машину за 80 000 евро, а мне продать новую за 110 000!
— Разницу в €30 000, естественно, должен был выплатить я! — возмущённо рассказывает Михаил. — Сложилось впечатление, что дилер на таких клиентах с проблемными авто зарабатывает! Не устраняет неисправность, а предлагает потом выкупить этот экземпляр гораздо дешевле рынка, чтобы потом продать дороже!
Михаил предупредил дилеров, что намерен проводить экспертизу. И там, вероятнее всего, выявят данный недостаток.
— На что заместитель директора по продажам сказал: их этим не напугаешь — они сделают свою в ответ на мою! Вот только на каком основании? Ведь, насколько мне известно, только суд это может затребовать…
А при последнем обращении в дилерский центр, вспоминает автовладелец, ему и вовсе сказали, что это нормально, когда влага попадает в салон во время дождя.
— Я знаю: подобные проблемы есть и у других автомобилей этой же серии. Получается, фирма рекламирует машины как надёжный вид электрического транспорта, но это не соответствует действительности? — задаётся вопросом мужчина.
ООО «Автоидея»: «Подтверждения каких-либо неисправностей в системе отопления не нашли»
Журналисты av.by обратились за официальным комментарием в ООО «Автоидея». Дилеру был отправлен запрос, в котором мы попросили ответить на ряд вопросов. Публикуем ответ целиком.
В компании подтвердили, что клиент обращался по поводу неисправности системы отопления салона.
— По результатам диагностики была установлена некорректная работа элемента системы отопления салона. Учитывая, что клиент купил автомобиль, официально поставленный на рынок Республики Беларусь дилером BMW AG — ООО «Автоидея», его приняли, отремонтировали, и уже через три дня с исправно функционирующей системой отопления он был передан клиенту.
— Автовладелец утверждает, что ему не предоставили подменный автомобиль на время ремонта.
— По нашим данным, никакого требования о предоставлении подменного авто от клиента не поступало. Дополнительно поясняем, что на устранение заявленного недостатка потребовалось всего три дня. При продаже автомобиля (товара) у дилеров нет обязанности предоставления подменного товара на период ремонта в отношении юрлиц.
— Но, несмотря на описанное выше, ООО «Автоидея» всегда стремится помочь клиенту, старается минимизировать его неудобства, всегда учитывает покупку автомобиля у официального дилера в Республике Беларусь и с учётом этого имеет подменный фонд автомобилей, которые предоставляются клиентам, несмотря на отсутствие обязательств.
— Почему проявилось запотевание стёкол?
— Специалисты ООО «Автоидея» не нашли подтверждения каких-либо неисправностей в системе отопления. Присутствовали процессы естественной конденсации после длительной стоянки до момента прогрева салона автомобиля. Также, несмотря на любые заявления клиентов о каких-либо недостатках автомобилей, специалисты ООО «Автоидея» готовы провести дополнительную проверку и тестовую поездку с клиентом, отработать поступающие вопросы с технической поддержкой завода-изготовителя BMW AG. В данном случае клиент отказался от поездок, экспертиз со стороны ООО «Автоидея», а также любого диалога в части дополнительной проверки его автомобиля, поскольку предметом его интереса является только замена автомобиля. Об этом он открыто заявляет.
Юрист: «Штрафные санкции за длительное устранение недостатков законом не предусмотрены»
Можно ли расторгнуть договор купли-продажи или потребовать замены авто? С этими вопросами мы обратились к юристу Ивану Райкевичу.
— Исходя из ситуации, мы видим, что автомобиль приобретался на юридическое лицо и в лизинг. При таких условиях на подобные отношения Закон «О защите прав потребителей» не распространяется. А это значит, что сроки гарантийного ремонта, вопрос предоставления подменного товара (хотя подменный автомобиль может не предоставляться даже физлицам), вопросы выплаты законной неустойки и иные положения Закона «О защите прав потребителей», которые защищают покупателя перед продавцом, не работают.
— Правоотношения между продавцом и покупателем в этом случае регулирует Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также договор лизинга, так как фактически товар находится в собственности у лизинговой компании, а герой нашей статьи пользуется автомобилем за определённую плату (хотя возможны варианты).
— Полагаю, именно то, что автомобиль приобретён на юридическое лицо и в лизинг, является камнем преткновения в удовлетворении требований конечного пользователя автомобиля, поскольку штрафные санкции за длительное устранение недостатков в этом случае законом не предусмотрены, а вопросы расторжения договора и возврата имущества урегулированы по большей части договорами.