В Кобринском опытном лесхозе всеми лесничествами руководят мужчины, кроме одного — Верхолесского. Здесь уже три года лесничий — Елена Михальчук, пишет Белорусская лесная газета.
Фото: sb.by
В подчинении Елены практически полностью мужской коллектив и 7,3 тыс. га леса.
В лесном хозяйстве Елена Васильевна работает с 2006 года и успела попробовать на себе несколько должностей — мастера леса, помощника лесничего и заместителя руководителя по идеологической работе. Но в итоге наша героиня четко для себя решила — нет ничего лучше, чем работать в лесу.
«Я хотела вернуться в лес, потому что кабинетная работа — не мое. Сейчас чувствую себя на своем месте, — говорит лесничий.
— Ведь работая в лесничестве, ты можешь увидеть результаты своего труда. Когда работа кабинетная, она так и остается на бумаге», — рассказывает Елена.
Семейное дело
Елена Михальчук продолжает семейную династию лесоводов. Ее дедушка работал в лесу, а папа сейчас трудится лесничим Двинской экспериментальной базы Института леса НАН Беларуси.
«Первое время, работая мастером леса, конечно, было сложно, не хватало практики. Но у меня никогда не было даже мыслей всё бросить и уйти куда-то, где полегче, — говорит наша героиня. — Мне всегда нравилось и нравится то, чем я занимаюсь.
Мы попросили Елену Васильевну вспомнить свой первый рабочий день в лесничестве. Девушку, мастера леса, отправили тогда на отводы лесосек, но последний раз молодой специалист видела буссоль на первых курсах БГТУ.
«Звонила папе, советовалась. И лесники у меня были все надежные, профессионалы, здорово помогали первое время», — вспоминает лесничий.
По лесам на «Ниве»
Когда наша героиня пришла в лесничество в 2006 году, из автомобилей там был только один «уазик». Зато сейчас Елена Михальчук может легко управлять любым транспортом, который есть в лесничестве, но в основном по лесным дорогам лесничий колесит на новой «Ниве».
«Водители МАЗов поначалу удивлялись, когда видели меня за рулем: «Васильевна, ты что ли на «уазике» ездишь?!» Ну а что здесь такого, это же привычная техника для лесного хозяйства! — смеется наша собеседница. — Только, пожалуй, мотоцикл так и остался единственным видом транспорта, который я не освоила. И как-то никогда не хотелось».
На работу в берцах
Каблуки лесничий обувает только тогда, когда нужно быть одетой по форме. А для обычных рабочих будней Елена Васильевна выбирает берцы. В них она ездит на отводы, следит за качеством выполнения уходов, участвует в посадке леса.
Фото: sb.by
«Есть у нас в лесу такие места, где только сказки о Бабе-яге снимать. Из-за бедных почв сосны стоят с тонкими покрученными стволами, — рассказывает лесничий. — Расчетная лесосека в Верхолесском лесничестве в основном состоит из мягколиственных пород, в частности ольхи. Рубки промпользования в 2021 году составили 23 тыс. кубометров, а главного пользования — около 13 тыс. кубометров мягколиственных пород».
В 2020 году на территории Кобринского опытного лесхоза прошел крупный бурелом. Тогда в одном только Верхолесском лесничестве ураганный ветер повалил 112 га, где требовалось проведение сплошных санитарных рубок. Всю древесину оттуда оперативно убрали, а пострадавшие участки практически полностью восстановили. Для этого в прошлом году в лесничестве посевом и посадкой создали сразу 86 га лесных культур. Такой большой объем помогали сажать местные школы. Силами учеников и учителей было создано не меньше 30 га новых лесов. К тому же в лесничестве активно практикуют содействие естественному лесовозобновлению.
Фото: из архива Кобринского опытного лесхоза
«Встать в 4 утра не проблема»
У Елены Михальчук в подчинении молодой коллектив, где средний возраст не превышает 35 лет. С 1 марта все лесники здесь переведены в лесоводы, а штат мастеров леса с трех человек увеличится до пяти. Это поможет более качественно проводить все лесокультурные мероприятия, а мастерам леса — снимет нагрузку в работе с ЕГАИС.
«Для меня встать в 6 или даже в 4 утра не проблема, но к 9 вечера уже нужно отдыхать. Я, как мой папа, жаворонок. Видимо, лесники все такие, — говорит наша героиня. — Но в особенно сложный пожароопасный период в лесничестве приходится дежурить и до 11—12 часов вечера, а в 6 утра уже быть снова на посту. Ведь мы находимся рядом с Кобрином и озерами, где любят отдыхать местные жители. К счастью, крупных пожаров у нас не было, только два небольших возгорания, которые мы смогли быстро остановить. Теперь на этих участках растут культуры».
Муж Елены Васильевны, как это часто случается в лесном хозяйстве, тоже работает в лесхозе, главным механиком.
«Дома стараемся работу не обсуждать, хотя это не всегда выходит. И дочка с детства вовлечена в лесное дело. Со мною ездит на посадки леса, на заготовку березового сока, особенно в выходные, когда хочется всё время провести вместе с ней», — говорит лесничий.
Весна всегда приносит с собой разнообразие работ в лесу, поэтому в эту пору года у нашей героини особенно много забот. Но даже сотни раз проезжая знакомые места, лесничий всё равно останавливается и фотографирует на телефон первую зелень, распустившиеся цветы. Говорит, это украшает нашу жизнь, иногда слишком серую.
«Есть у нас проблема с размером саженцев. Из-за бедных почв они за 7 лет недотягивают до нужной высоты, поэтому приходится оставлять их на доращивание, — рассказывает лесничий. — Есть участки, где в год надо проводить по 3—4 ухода, иначе всё заглушит трава».
В мае Елена Михальчук была занесена на городскую доску почёта.
Фото: из архива Кобринского опытного лесхоза
За время, что Елена Михальчук работает в лесном хозяйстве, женщин на руководящих должностях, по ее наблюдениям, больше не становится. Поэтому всем представительницам прекрасного пола, кто сомневается, наша героиня хочет сказать: «Не бойтесь, решайтесь показать свое мастерство, всё в ваших силах!»