В Минске прошел онлайн-марафон, где подростки из пилотных школ проекта «Дружественная и поддерживающая среда в школе, свободная от буллинга» поделились своим опытом и решениями по профилактике буллинга. Свои проекты, в том числе презентовали ребята Брестской области – ученики из Порослянской средней школы, средней школы № 1 г. Пружаны имени Краснознаменного белорусского военного округа и средней школы № 16 г. Барановичи.
Чтобы справиться с проблемой буллинга и создать дружественную и поддерживающую атмосферу в школах, Министерство образования Республики Беларусь при поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси в 2020 году запустили экспериментальный проект «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» на 26 школ страны. В 2022 году к проекту присоединились еще четыре школы. А сама модель уже показала свою результативность в Хорватии, Сербии, Черногории, где благодаря ей уровень насилия в школах снизился на 50%, а уровень буллинга на 75%.
«ЮНИСЕФ стремится защищать детей от всех форм насилия, включая буллинг или травлю. Проект как раз и направлен на защиту и профилактику насилия. Мы стремимся, чтобы школы и сообщества, в которых они функционируют, работали вместе над созданием культуры уважения и понимания, при которой все дети чувствуют себя ценными и в безопасности. При этом мы и наши партнеры понимаем, что сами дети являются важным звеном в борьбе и профилактике буллинга, поэтому они должны быть вовлечены в разработку мероприятий, направленных на предотвращение издевательств», – рассказал Дмитрий Шилин, старший координатор ЮНИСЕФ в Беларуси по защите детства.
Благодаря реализации проекта в школах появились механизмы борьбы с насилием, которые во многом были придуманы самими детьми и презентованы на марафоне.
Так, например, ученики школ показали наиболее эффективные решения, созданные в рамках обучения по методологии социального проектирования АПШИФТ. В ходе тренинга родилось десять прототипов, пять из которых получили финансовую поддержку на реализацию от ЮНИСЕФ в Беларуси и Института Психологии БГПУ. Квесты, настольная игра, тьюторы для новеньких в классе, рабочая тетрадь для подростков, стикерпак, чат-бот и комиксы – это только часть проектов, которые предложили мальчики и девочки.
Также во время онлайн-марафона слушатели узнали о впечатлениях участников от коммуникационного тренинга и фестиваля против буллинга в ДОЛ «Зубренок», которые проходили в прошлом году. Основным результатом работы в «Зубренке» стал проект Конституции школы, свободной от буллинга, в которой сами ребята сформулировали основные права и обязанности участников образовательного процесса в профилактике насилия. Несколько школ уже приняли этот документ и поделились своим опытом.
На вопрос о том, почему важно говорить о проблемах и обсуждать такие сложные темы, как буллинг в школе, один из участников коммуникационного тренинга Рома из Пружан отметил:
«Я считаю, что о проблемах важно говорить, человек не должен накапливать в себе негатив, нужно делиться переживаниями с близкими, которым ты доверяешь. И чем раньше мы начнем обсуждать тему буллинга в школе, тем меньше будет негативных последствий. Важно помнить, что главная идея проекта «Не реагировать – значит одобрять» говорит о том, что мы не должны занимать в ситуации буллинга пассивную позицию».
«На коммуникационном тренинге после обучения мы могли задавать вопросы экспертам. И это было самое классное. Мы обсудили все проблемы, которые нас беспокоили. А еще было очень интересно послушать примеры из собственного опыта экспертов», – поделились подростки. «Мы также приобрели навыки коммуникации со сверстниками и младшими школьниками по вопросам буллинга: очень важно, как правильно донести мысль до собеседника о профилактике травли, поддержать пострадавшего и рассказать, куда обратиться за помощью».
Вторая часть мероприятия была посвящена мини-форуму взрослых, без участия которых проект был бы невозможен. Это партнеры-реализаторы проекта, педагоги, психологи, менторы и родители. Они обсудили важные вопросы: чего добился проект за 2,5 года и что нужно подкорректировать, чтобы еще эффективней двигаться вперед. Так, например, родители поделились, что заметили существенные положительные изменения в поведении детей, в их психологическом благополучии, а также в школьной атмосфере в целом.
«Подростки стали более открыто говорить об этой проблеме и не бояться обратиться за помощью, в том числе к педагогам или психологу», – отметила мама одного из школьников.
«Мы на сегодня действительно прошли середину пути, мы сумели не только принять правила проекта, но и прожить и утвердить эти правила, которые транслируем другим: «Говори смело». Вот и сегодня мы говорим о трудностях и проблемах, которые являются нашими точками роста. Нам надо наращивать диагностический, методический инструментарий, чтобы работать было легко и просто», — рассказала на марафоне руководитель проекта, заведующий кафедрой психологии образования и развития личности БГПУ Музыченко Алла Викторовна.
В Беларуси реализация пилотного проекта рассчитана на 5 лет. Сейчас пройдена половина дистанции, поэтому важно было сделать его промежуточную оценку, получить обратную связь от учеников, педагогов и родителей.
ДЛЯ СПРАВКИ
Буллинг – это повторяющееся агрессивное поведение с намерением причинить другому человеку физическую или эмоциональную боль. Он может принимать различные формы, в том числе физическую или словесную и проходить онлайн (кибербуллинг) или офлайн.
Насилие в отношении детей – актуальная проблема во всем мире, в том числе в Беларуси. Согласно исследованию PISA 2019, в Беларуси 19% школьников подвергались буллингу несколько раз в течение месяца. По данным исследования, которое провел ЮНИСЕФ в Беларуси в 2018 году, 11.6% учеников 5-7 классов учреждений общего среднего образования и 11.3% учеников 8-11 классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причиной чаще всего они называют буллинг – травлю со стороны сверстников и учеников старших классов или со стороны других участников школьного сообщества.
Модель проекта «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» предусматривает 7 основных шагов реализации, направленных на: широкое информационное освещение проблем конфликтов в подростковой среде; формирование ценностей взаимного уважения у учеников школ и установление системы контроля за их соблюдением; включение в процесс профилактики насилия широкого круга участников (родителей, учителей, представителей местных органов власти).