«Без работы оставили». Как отразился скандал с польскими «дозволами» на грузоперевозчиках

14.01.2020 23:14
Общество

Сотни небольших белорусских фирм, в том числе барановичских, занимающихся международными грузоперевозками, в конце года столкнулись с серьезной проблемой: разрешений на проезд по территории Польши на декабрь и первый квартал 2020 года они либо не получили вообще, либо получили меньше, чем требуется. Перевозчики вынуждены простаивать, подсчитывая убытки и увольняя людей, пишет intex-press.

Дальнобойщик

В чем проблема?

Чтобы перемещать грузы через границу с Польшей, белорусским фирмам нужны так называемые «дозволы» – специальные разрешения на проезд их фур по территории иностранного государства. Каждый год Польша устанавливает квоты на выдачу этих разрешений, чтобы защитить собственный рынок грузоперевозок. А белорусская сторона, в свою очередь, пытается эти квоты увеличить: спрос на «дозволы», как пояснили Intex-press в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, постоянно растет.

Ведь число транспортных средств увеличивается, да и новые перевозчики приходят на рынок.

На 2019 год Польша выделила белорусам 199 тысяч разрешений (один «дозвол» – одна поездка). По информации польских СМИ, это на 4 тысячи меньше, чем в 2018 году. Этих разрешений до конца года белорусам не хватило. Белорусская сторона запросила дополнительные, но Польша отказала, разрешив лишь использовать в декабре этого года часть квот, выделенных на 2020 год (их количество осталось на уровне 2019 года, то есть 199 тысяч разрешений).

Возник дефицит «дозволов». И весь 2020 год грозит стать дефицитным. Искать выход из непростой ситуации стал Минтранс.

– Чтобы разрешения не закончились досрочно в четвертом квартале и их хватило на весь год, ведь вывозить продукцию нужно еженедельно и ежедневно, Минтрансом была проведена процедура распределения этих разрешений, – пояснили Intex-press в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).

Распределение проводилось по инструкции Минтранса, которая принята давно, но в этом году в нее внесли новшество: при принятии решения о выдаче разрешений в Польшу стали учитывать в том числе и выручку перевозчиков на каждую машину, чего раньше не было. Чем больше выручка, тем больше «дозволов».

В итоге многие мелкие перевозчики (а у них выручка меньше, чем у крупных фирм) свои «дозволы» либо не получили вообще, либо получили, но не в том количестве, в котором им нужно.

«Не хватило 3000 евро»

По информации Минтранса, польские разрешения на первый квартал 2020 года в Беларуси запрашивали 1865 перевозчиков. И более трети из них эти разрешения не получили.

«Эффективность осуществления международных автомобильных перевозок грузов перевозчиков, не попавших в распределение, в расчете на одно транспортное средство в месяц в 5,8 раза меньше, чем тех перевозчиков, которым польские разрешения распределены», – пояснил свою позицию Минтранс у себя на сайте.

Перевозчики с таким подходом не согласны и считают его несправедливым.

– Мне не хватило 3000 евро выручки, чтобы получить разрешение. А недополучил я ее, когда проходил техосмотр и десять дней машины сначала ремонтировались и готовились к ТО, а потом его проходили. И мне обидно, что из-за техосмотра я в итоге не получил «дозвол», – рассказывает Дмитрий, руководитель одной из барановичских фирм.

Перевозчики отмечают, что, судя по данным, находящимся в открытом доступе, некоторые фирмы получили больше разрешений, чем нужно, в то время как другим не досталось ничего.

– Я получил в два раза меньше разрешений, чем планировал. Соответственно, мне придется одного водителя уволить, потому что по-другому не выкручусь. А ведь многие вообще не получили разрешений. И это даже с выручкой не было связано, – говорит Евгений, директор другой барановичской фирмы. – Мы все неглупые люди, видим списки, которые вывешиваются на сайте Минтранса. И в этих списках одному человеку, фигурально выражаясь, с тремя машинами дают 20 «дозволов», а другому с 20-ю машинами – три «дозвола». Это несправедливо.

«Говорят, перестраивайтесь на другие регионы»

Перевозчики считают, что распределять разрешения должны как раньше, учитывая, прежде всего, количество автомобилей, а не объем полученной выручки.

– Если бы в Минтрансе сохранили все, как было, ситуация выровнялась бы. А так людей просто кинули и оставили без работы. Люди годами нарабатывали клиентскую базу, а сейчас нам говорят: «Перестраивайтесь на другие регионы – Россию, Украину, куда хотите», – говорит Дмитрий.

Поэтому перевозчики намерены добиваться пересмотра правил распределения разрешений.

В конце декабря по всей стране проходили встречи руководителей малого и среднего бизнеса в сфере грузоперевозок с представителями Минтранса, на которых перевозчики высказывали чиновникам свои претензии и недовольство. Минтранс пообещал учесть пожелания и принять меры. Как сообщили Intex-press в пресс-службе ведомства, решение по итогам этих встреч будет принято в ближайшее время и опубликовано на сайте Минтранса. Правда, и сами перевозчики понимают, и чиновники об этом уже не раз заявляли: в первом квартале 2020 года вряд ли что-то изменится.

«Сами себе копаем яму»

Пока перевозчикам остается занять выжидательную позицию и приспосабливаться к непростой ситуации, которая сложилась. Кто-то меняет характер перевозок и едет, к примеру, в Литву.

– Я раньше на Польшу доски возил, оттуда – сырье. Сейчас придется полностью поменять характер перевозок. Уже купил рефрижератор, попробую возить рыбу на Литву. Без работы же сидеть не будешь, – говорит Дмитрий.

Кто-то смотрит в сторону России и Украины.

– По России топчем ноги теперь за бесценок. Ставки мизерные ставят, так как видят, что машин много без работы. Расстояния большие, расход топлива больше, машины быстрее изнашиваются. Мы просто задыхаемся. Но машины не стоят. Для меня главное – удержать водительский состав, потому что водители в панике: их заработки снизились вдвое, – рассказала Intex-press Елена, директор еще одной барановичской фирмы.

Несмотря на сложности, перевозчики надеются, что их услышат и пойдут им навстречу. В противном случае, говорят они, в убытке окажется в первую очередь само государство.

– Мы вывозили в основном те товары на близкую Польшу, которые наши крупные предприятия-транспортники не хотели возить. А сейчас и товар не будет вывозиться, и валюты в страну от этого будет поступать меньше. В результате от этого пострадает и государство, – говорит Елена.

– Мы надеемся, что нас услышат. Потому что все идет к тому, что наш перевозчик уйдет в Польшу либо в Россию, где можно открыть бизнес и нормально работать. Сами себе копаем яму, – резюмирует директор барановичской фирмы Евгений.

P.S. После того, как материал вышел в газете Intex-press, 30 декабря Минтранс опубликовал на сайте решение, принятое по итогам региональных встреч с дальнобойщиками: «разово выдать «двусторонние/транзитные» разрешения Республики Польша образца 2020 г. автомобильным перевозчикам в размере 50% от количества грузовых автомобильных транспортных средств (по состоянию на 30.09.2019г., за который представлена форма государственной статистической отчетности 4-тр (международные) (Минтранс) или справка о выручке от деятельности по международной перевозке грузов), используемых для выполнения международных автомобильных перевозок грузов при условии отсутствия обеспеченности суммарно «двусторонними и транзитными» и «транзитными» разрешениями Республики Польша образца 2020 г. в расчете на одно грузовое автомобильное транспортное средство на первый квартал 2020 г. менее 0,5 штук».

Источник: intex-press.by
Автор: Людмила СТЕЦКО
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости
Больше новостей