В марте стало известно, что с нового учебного года на филологическом факультете БрГУ имени А.С. Пушкина начнут готовить студентов по специальности «Информация и коммуникация». Подробности «Вечерка» узнала у заведующей кафедрой русской литературы и журналистики Людмилы СКИБИЦКОЙ, пишет «Вечерний Брест».
Людмила Васильевна, расскажите, как «Информация и коммуникация» перекликается с классической журналистикой? Это переформатирование старой специальности или полностью новая концепция?
– По сравнению с информацией и коммуникацией журналистика – более узкая сфера, а в сегодняшнем мире востребованы прежде всего универсальные специалисты. Поэтому, если раньше мы разграничивали собственно журналистику от смежных сфер, например, рекламы и пиара, то теперь сосредоточимся на предметном поле информации и коммуникации.
Кроме того, новая специальность – это наша реакция на запросы коммуникационного пространства региона. Наш вуз постоянно изучает потребность Брестской области в тех или иных специалистах. Начинали мы подготовку специалистов по журналистике в условиях дефицита кадров в этой сфере. Потребность была удовлетворена – пришло время двигаться дальше.
В пресс-релизе об открытии специальности говорится о практикующих специалистах, которых будут приглашать для занятий со студентами. А уже есть какие-то договоренности с практиками?
– В этом отношении нам очень повезло. В течение 7 лет мы проводили международный форум «Открытая неделя журналистики», содержание которого вышло далеко за рамки журналистики. Завязались контакты с опытными практиками из Бреста, Минска и других городов Беларуси – специалистами по связям с общественностью, рекламе, пиару и не только. Отрадно, что многие из наших спикеров уже сейчас проявили интерес к новому направлению деятельности.
Специальность «Информация и коммуникация» междисциплинарная по своей природе, поэтому с нашими студентами будут работать разные эксперты – от журналиста и филолога до философа, юриста и политолога. Подчеркну, что все преподаватели, которые будут работать со студентами данной специальности, имеют ученые степени и звания.
Можно привести примеры тех дисциплин, которым будут обучать на новой специальности?
– Начинать обучение будут с освоения дисциплин социально-гуманитарного блока: мировой опыт показывает, что без базовых знаний уходить с головой в узкую специализацию неэффективно и непродуктивно. Дальше пойдут специализированные модули – медиатехнологии, теория и методология связей с общественностью, теория коммуникации, теория и методика рекламы, коммуникация государственного и негосударственного секторов, корпоративные и брендинговые коммуникации, менеджмент и маркетинг коммуникации, кризисная коммуникация и многое другое.
Особое внимание будем уделять правовым и этическим нормам коммуникации, ведь это болевая точка современного информационного пространства. В рамках модуля «Профессионально-творческие студии» студенты будут готовить разного рода медиапроекты. Дисциплины модуля «Направления коммуникации» позволят специалистам успешно освоить разнообразные векторы и форматы коммуникации – от межкультурной и научной до гендерной и коммуникации в IT-сфере.
Давайте резюмируем. Почему абитуриенту стоит выбрать именно эту специальность?
– Известное выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» не утратило актуальности. При этом сегодня особенно важно не только найти информацию, но и понять ее ценность, отделить собственно информацию от того, что выдается за таковую. Кроме этого, нужно научиться управлять теми информационными потоками, которые влияют на жизнь каждого человека и государства в целом.
Современному предприятию, учреждению, организации нужны специалисты, которые будут не только свободно ориентироваться в информационной среде, но и эффективно использовать ее преимущества для создания имиджа организации или предприятия. Тех, кто хочет стать такими востребованными специалистами, мы и приглашаем к нам на новую специальность. Немаловажно, что каждый иногородний первокурсник в нашем университете получает общежитие.
Для поступления абитуриентам нужно сдать централизованное тестирование по белорусскому или русскому языку, обществоведению и истории Беларуси. После окончания курса обучения выпускникам присвоят квалификацию специалиста по информации и коммуникации. Молодые люди смогут работать специалистами по связям с общественностью и по рекламной коммуникации, пресс-секретарями, референтами, журналистами, редакторами интернет-ресурсов.