Мария и Андрей из Гродно проехали 5 000 километров на Geely Atlas, чтобы встретить рассвет на одном из воздушных шаров! О своих эмоциях и опыте, а ещё о коровах на дороге и платных мостах в Турции они рассказали журналистам av.by. Слово — белорусским странникам!
Мария и её семья из Гродно — путешественники со стажем. Семейная пара признаётся, что знакомиться с новыми государствами и городами предпочитает на собственном автомобиле.
— Да, это дольше, но есть возможность увидеть больше стран, природу, пообщаться с людьми и прочувствовать весь колорит. Машина всё-таки дарит свободу передвижения: куда захотел, туда и поехал. Не надо спешить на поезд или автобус к определённому времени. Можешь задержаться там, где понравилось, или уехать раньше, если вдруг что-то не срослось, — так объясняет свою любовь к автотрипам Мария.
Опыта в подобном деле у ребят из Гродно хватает, и их смело можно отнести к заядлым путешественникам. Впрочем, судите сами: Мария и её муж Андрей побывали уже более чем в 17 странах. На авто проехали почти всю Европу — Польшу, Словению, Италию, Францию, Венгрию, Голландию, Германию, Хорватию.
А осенью этого года гродненцы рванули в одно из самых вдохновляющих и живописных мест, которое находится в центральной части Турции. К невероятным пейзажам и витающим над ними воздушным шарам Мария и Андрей отправились на Geely Atlas.
Под капотом китайского внедорожника — бензиновый двигатель объёмом 2,4 литра. Расход по трассе — 9 литров, по городу — 12.
— Я мечтала попасть в Каппадокию. Но только её и Стамбул, например, рассматривать было неинтересно, поэтому решили ехать на автомобиле через Россию, Грузию и Турцию.
Готовить авто к поездке особо не требовалось: свой «Атлас» семья обслуживает своевременно у «официала».
— К машине за время всего путешествия не появилось вообще никаких вопросов!
Автотрип растянулся на две недели, и за этот срок гродненская семья преодолела 10 000 километров.
Маршрут был такой: Гродно — Ростов-на-Дону — Владикавказ — Казбеги — Батуми — Каппадокия — Стамбул.
— Заранее не бронировали никакие отели для ночлега. Просто ехали и, когда понимали, где и во сколько нам нужно остановиться переночевать, бронировали через интернет. С этим проблем не возникало! — рассказывает Мария. — Первая ночёвка у нас была в Ростове-на-Дону. Далее уже на пару дней мы остановились в Казбеги, где проходит Военно-Грузинская дорога. Потом на три дня заехали в Батуми. В самой Каппадокии провели два дня. И завершили свой автотрип в Стамбуле. Здесь мы пробыли три дня.
— За рулём всегда ехал мой муж. Он водитель-дальнобойщик, потому я ему полностью доверяю в этом плане и уверена в нём на 100%.
В Грузии часто можно было встретить авто на белорусских и российских номерах. Особенно в местах исторических достопримечательностей. Кто-то уже ехал в сторону дома, а кто-то — ещё только туда. Но большая часть путешествовала именно по стране, вспоминает гродненка.
— А вот в Турции машин на белорусских и российских номерах я уже не встречала. Да и там движение просто сумасшедшее: очень много автомобилей, мотоциклов и мопедов. Парковку сложно найти. Поэтому мы в Стамбуле авто просто оставили на стоянке и гуляли по городу пешком все дни.
В Грузии проблем с дорожным движением тоже хватало. Порой создавалось впечатление, что коровы там важнее пешеходов, смеётся Мария.
— Никто не обращает внимания ни на светофор, ни на знаки! Кто первый махнул рукой или громче посигналил, тот и поехал первый. Пешеходам там перейти дорогу сложно, даже на пешеходном переходе, — рассказывает путешественница. — Движение усложняется ещё и тем, что в Грузии свободно гуляют коровы по дорогам. Здесь даже есть дорожный знак «Осторожно: коровы!».
— Они реально там везде и всюду: на обочинах и дорогах. Трогать их никто не имеет права — им всё можно, они могут просто лежать на дороге, и их надо как-то объехать.
— В целом природа здесь весьма красивая, люди — доброжелательные, а кухня — обалденно вкусная. Обязательно туда вернёмся, чтобы просто поездить по самой Грузии. Батуми — очень красивый, современный город.
Были некоторые нюансы с прохождением границы. На российско-грузинском переходе есть обычный терминал — можно просто показать паспорт в окошко и ехать, но вот в грузинско-турецком пункте надо знать небольшую особенность.
— На автомобиле через границу может ехать только водитель, и он обязательно должен быть владельцем транспорта. А все пассажиры проходят пешком через зал. Мы этого не знали. Я пошла пешком, а муж поехал на авто. Но владелец автомобиля по документам я. Я уже прошла границу и жду супруга. И тут он мне звонит и говорит, чтобы я вернулась, потому как турки его не выпускают и требуют Марию! — вспоминает белоруска. — Иду, значит, я к турецкому таможеннику и на английском ему объясняю, что мне нужно вернуться в Грузию. Он машет головой, мол, не понимает английский. Русский, естественно, тоже не знает! Кое-как при помощи телефона и онлайн-переводчика я ему объяснила, и меня, к счастью, пропустили к мужу. На обратном пути мы уже эту процедуру знали и прошли контроль без проблем!
По дороге в Стамбул сделали остановку на озере Туз. Это солёное озеро, второе по величине в Турции. Ни одна фотография не передаёт здешней красоты!
— Это нужно видеть своими глазами, — восхищённо рассказывает Мария. — Стамбул — колоритный, многолюдный и контрастный! Печёные каштаны, кукуруза, гудки машин, девушки в парандже, рыбаки на Галатском мосту, горы сладостей, мечети, корабли, волны, базары, широкие дороги с сумасшедшим движением, флажки, песни минаретов, турецкие котики, чайки-попрошайки… Можно перечислять бесконечно всё то, что мы увидели и что нас поразило.
В любом путешествии расходы, понятно, индивидуальные и зависят от личных пожеланий и возможностей странствующих. Но платные дороги, топливо и сим-карты — то, без чего навряд ли кто-то обойдётся. Считаем эти базовые затраты!
— Больше всего денег ушло на горючее и оплату дорог. Еда и развлечения заняли вторую позицию. Кстати, продукты по цене не очень отличаются от наших. Стоимость ночлега в Грузии и Турции составила примерно 40—50 долларов за сутки, а в России можно было найти номер за 2 000—3 000 российских рублей, — рассказывает Мария. — Сим-карта с безлимитом в Грузии на неделю нам обошлась в 20 долларов, а в Турции на 20 Гб — в $30. Страховку на автомобиль делали на границе. Там же оформили медицинский полис по странам. Около $40 на 45 дней вышло. Валюту лучше брать в долларах, так как особой разницы между долларами и евро в Грузии и Турции нет.
— Чтобы оплатить дороги, можно купить специальную наклейку и на неё класть деньги. Если её нет, другой вариант (как мы и поступили) — найти специальное приложение по странам по оплате дорог и оплачивать через него. Но на обратном пути нас не хотели выпускать турки. Они у себя в программе видят, все ли ты дороги и мосты оплатил. А у нас через программу не провелась оплата одного моста в 2 евро, и из-за этого не пропускали. Отправили на границе в банк, там оплатила.
В Грузии дороги все бесплатные. В России в одну сторону за платные трассы мы отдали около 2 000 российских рублей, а в Турции за оплату мостов и платных участков — примерно 30 долларов.
На протяжении всего странствия, продолжает рассказывать Мария, дороги оказывались хорошими, а проблем с заправками не было:
— Цены на топливо, конечно, отличались в разных государствах. Например, в России литр 95-го бензина стоит 0,5 евро, в Грузии — уже 1,2 евро, а в Турции — €1,5.
Свой день рождения белоруска встретила на высоте 500 метров на воздушном шаре в Каппадокии. Это и было целью всей поездки.
— Когда сотни шаров взлетают в небо на твоих глазах, эмоции зашкаливают. Это самый красивый рассвет в моей жизни! Каппадокия навсегда останется в моём сердце, — признаётся гродненка. — Мы остались очень довольны поездкой и уже подумываем, куда бы отправиться в следующий раз. Хочется дать один совет: путешествуйте, несмотря ни на что.
— Деньги всегда можно заработать, а вот время никогда не вернуть. Копите воспоминания, фотографии, эмоции и позитивные мысли. Ведь жизнь — удивительное путешествие, и у нас не будет другой возможности его осуществить! — говорит гродненка.