⚡ В Бресте отмечается пик заболеваемости COVID-19

Брест велосипедный: как так быстро получается менять город

23.05.2020 22:55
Транспорт

«Велосипедные» мечты стали реальностью благодаря активному сотрудничеству общественных организаций и местной власти, а также финансовой поддержке Европейского союза.

Вело

Брестчан можно поделить на два типа: те, кто считает Брест велостолицей Беларуси, и те, которые всё равно ещё чем-то недовольны. Хотя иногда это одни и те же люди. Как развивается велосипедная инфраструктура в городе и какие планы ещё есть, узнала корреспондентка Ecoidea.by.

Помогло сотрудничество

Началась брестская велоистория из-за недовольства: ребятам просто не нравилось, что город неудобен для тех, кто перемещается на колёсах. В купе с инфраструктурной неустроенностью это и сподвигло инициативных людей действовать.


Владимир Красько, лидер информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест». Фото Ивана Шипошина

– Для меня самое большое достижение за последние годы – это то, что в городе появились родители на велосипедах с детьми. То есть когда мама или папа везут на специальном сидении сзади ребёнка. Такой негласный международный стандарт – это обозначает, что инфраструктура безопасна, к ней есть доверие. Для меня важно и то, что люди начинают пользоваться велосипедом как обычным городским транспортом, – рассуждает лидер информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест» Владимир Красько.

Ещё 10 лет назад Брест был совсем другим. Велодорожка в городе была всего одна – вдоль Гребного канала. Правда, с 15-сантиметровыми бордюрами на каждом съезде она больше была похожа на полосу препятствий для велотриала. Велосипедисты гнули колёса, падали, из кирпичей и песка делали спуски, ругались – и всё равно немного гордились первой обозначенной велодорожкой. В целом же Брест не производил впечатление приспособленного для велодвижения города. Да и велосипедистов было не так много – несколько тусовок, в которых все знают друг друга в лицо.

– Когда я сел на велосипед и понял, что по городу невозможно ездить, я обратился к властям. Что необходимо сделать для того, чтобы появилось хотя бы по одному маршруту из каждого микрорайона в центр, на котором не надо спешиваться на каждом бордюре? – вспоминает Владимир Красько.

Велосипедисты и велосипедистки объединились в компанию «За вело-Брест» и стали заявлять о себе: собирали подписи, проводили разные акции и флешмобы. Городские власти обратили на них внимание: согласились, что безбарьерная среда нужна, рекомендовали все места массового притяжения в городе оборудовать велопарковками. Правда, порой они оказывались совсем неподходящими, ну и спуски на бордюрах были так себе – уродливые комки асфальта под бордюрным камнем.

– Нам стало понятно, что без лоббирования и без включения в процесс ничего не будет, – говорит активист.


Фото Ивана Шипошина

То было началом большой истории. «За вело-Брест» определил для себя четыре направления работы: активисты занялись популяризацией велодвижения, безопасностью, продвижением велотуризма и развитием инфраструктуры. Пошли по пути сотрудничества с городскими властями – и не прогадали.


Олеся Округ, заведующая сектором спорта и туризма в Брестском горисполкоме. Фото Ивана Шипошина

– У нас сотрудничество с организацией «За вело-Брест» получилось обалденное, – признаётся заведующая сектором спорта и туризма в Брестском горисполкоме Олеся Округ. – Они пришли к нам сразу с предложениями. Они энтузиасты, которые редко встречаются. Им нравится что-то делать, продвигать. Они очень идейные, и очень много делают. Их воспринимают в городе, к ним прислушиваются. И у нас получается хорошее взаимодействие: каждый делает то, что в его силах.

Например, туристической фишкой и традицией в Бресте стал велофестиваль «Без мотора». В этом году мероприятие отменили из-за пандемии коронавируса, но в прошлом на него, кроме белорусов, приехали ещё около 200 гостей из-за границы. Туристы из Польши, Германии, Чехии пересекли границу на велосипеде через Варшавский мост. Кстати, над тем, чтобы наладить велодвижение через пункт пропуска тоже активно работает «За вело-Брест».

Из новинок – удобная экотропа

Одна из последних удачных совместных активностей «За вело-Брест» и горисполкома – создание экотропы в центре Бреста. Дорожка идёт вдоль реки Мухавец к Брестской крепости и выглядит как благоустроенный участок дикой природы в городе. Сейчас она популярна не только у велосипедистов и велосипедисток, но ещё и у тех, кто любит бегать и гулять на природе. Экотропа появилась благодаря проекту «Городское движение в Беларуси», который финансировался Европейским союзом.


Создание велосипедной экотропы в Бресте профинансировано Европейским союзом / Фото Ивана Шипошина

– Ещё в 2012 году на это место обратили внимание любители велосипедов и попросили закрыть дорогу от автомобилей. Тогда мы установили первые шлагбаумы и ограничители для въезда автомобилей, но наши люди всё равно прорывались, объезжали и разбивали тропу, – говорит Олеся Округ.

В 2019 году горисполком получил поддержку от европейского проекта именно на проведение мероприятий по улучшению велосипедной инфраструктуры. Средства пошли на обустройство велоэкотропы: на ней подсыпали все ямы и выбоины, перекрыли въезд для автомобилей. Теперь велосипедисты от мала до велика могут чувствовать себя уверенно на этой дорожке.


Проезд автомобилей по экотропе теперь запрещён официально. Фото Ивана Шипошина

Скоро на маршруте появятся стенды с картой веломаршрута «Экотропа «Дорога жизни», а также целая серия образовательных и навигационных стендов по экологической дружественности – сейчас их разрабатывает специалист Центра экологических решений. Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» разместила на экотропе свои инфостенды с редкими видами птиц, которые здесь обитают.

– Протяженность экотропы – 5,5 километра, и она вполне пригодна для безопасной езды на велосипедах. После зимы снова запускается велошеринг, и мы попросим их подключиться – поставить велосипеды на этом маршруте. Несколько велопарковок мы там тоже установили, – делится планами специалистка горисполкома.

Запустили велошколу, о велоофицере мечтают

Теперь из микрорайонов в центр удобно ездить на велосипеде – сбылось, то о чём в Бресте давно мечтали.

– Наш город – один из лучших в стране для велодвижения. Думаю, сейчас велосипед вообще может стать одним из самых безопасных способов передвижения по городу. Никто на тебя не чихает, ветерок обдувает, – рассуждает Олеся Округ. – Думаю, велосипедистов на улицах скоро появится намного больше.

Конечно, не все сделано идеально. Зато на некоторых пешеходных переходах есть отдельные велополосы – на них можно не спешиваться.

– Брест стал одним из первых городов, в котором появилось много велопереездов. На тренингах по безопасности велодвижения, которые «За вело-Брест» проводит для школьников и школьниц, мы говорим, что велопереезд – это не значит, что его надо просвистеть со скоростью 25 километров в час. Проезжать его нужно внимательно и со скоростью пешехода, – делает оговорку Владимир Красько.

Кстати, благодаря всё той же поддержке Европейского союза в городе удалось запустить школу вождения велосипеда, и учить детей (да и взрослых тоже) теперь можно в реальных условиях – не только теоретически.


Организованная велодорожка в Бресте. Фото Ивана Шипошина

Следить за состоянием велодорожек в городе помогает велосообщество. Для этого «За вело-Брест» сделал приложение «RovarOK». Ямы, препятствия на велодорожках, высокие бордюры, небезопасные съезды – через приложение собирают заявки, а потом одним пакетом отправляют их городским властям и в дорожную службу. Исправляется примерно половина, и велосипедисты считают это хорошим результатом.

– Велоинфраструктура в Бресте стала лучше. Мы видим велодорожки, полосы на пешеходных переходах – они очень качественно сделаны, выделены зелёным цветом и привлекают внимание. Радует, что появляются правильные велопарковки, функциональные. Три новые появились тоже благодаря европейскому проекту.

– Велопарковок много не бывает, они нужны, чтобы не приходилось думать, у какого столба привязать свой велосипед, – рассуждает активист молодёжного объединения «Время Земли» Григорий Терентьев.

Он ездит по Бресту на велосипеде и тоже болеет за то, чтобы город был удобным. В конце 2017-го эти две организации – «Время Земли» и «За вело-Брест» создали в Брестском технопарке экокластер.

Экокластер разрабатывает комплексные решения для города и презентует их городским властям. Например, сейчас в Бресте идёт реконструкция набережной – велосипедисты уже внесли свои предложения. Кроме этого, власти подхватили идею объединить в одну систему парков кольцо фортов крепости на окраинах Бреста и создать веломаршрут. В целом миссия экокластера – сделать город велосипедным и зелёным, комфортным для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов.

– Город – это живой организм. Амстердам для меня не пример: это город диктата велосипедов. В городе все его жители должны чувствовать себя удобно. И это возможно. В Польше в городской власти есть такая должность – велоофицер. Он занимается развитием городского велодвижения. Если бы в нашем исполкоме появилась такая должность, нам было бы гораздо проще. – считает Владимир Красько.

Осталось привыкнуть к изменениям

Единственное, с чем пока сложно работать и городским властям, и общественным организациям – культура горожан.

– Инфраструктура инфраструктурой, но нужно очень сильно подтянуть культуру. И не только лично каждому, но и на уровне системы образования. Идёт пешеход и видит: вот красная плитка на дорожке, серая. Логически можно предположить, что не зря дорожка выделена, но идут именно по ней. На велодорожках ходят мамы с колясками, бегают дети, на гироскутерах катаются… И ещё возмущаются, что велосипедисты ездят! Пока люди не понимают, что если висит знак велодорожка, то по ней нельзя пешеходам ходить, – не скрывает возмущения Олеся Округ.

Правда, можно бросить камень в огород и самим велосипедистам. Они тоже иной раз демонстрируют хамское поведение и подвергают опасности и себя, и других участников дорожного движения.

– Велосипедисты на Советской – это наша беда. Там либо двигаться нужно со скоростью пешехода, либо их там быть вообще не должно. А проезд пешеходных переходов? Велосипедисты разгоняются и вылетают на дорогу на зелёный. А то, что машина поворачивает или троллейбус, они не видят. Сколько аварий было на больших перекрестках… Думаю, у нас можно воспитать культуру только через закон. Как в Чехии: ступил на велодорожку – заплати 400 евро штраф и иди дальше, – иронизирует Олеся Округ.

Владимир Красько считает, что вот эти конфликты – закономерный этап в развитии велодвижения в городе, которое всё равно предстоит преодолеть городу, который так быстро «велосипедизируется».

Источник: Ecoidea.by
Автор: Оксана Городничук
Фото: Иван Шипошин
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0