С Анатолием, героем нашего сегодняшнего материала, вы уже знакомы: в прошлом месяце мы рассказывали о его уникальной коллекции чехословацких мотоциклов Cezet. Если вдруг вы пропустили эту статью, добро пожаловать по ссылке, ну а коль читали, то наверняка вспомните ту бело-голубую «жемчужину» коллекции Анатолия. На сегодняшний день 66-летний мотороллер Cezeta 501 — редчайшая «зверушка» как для Беларуси, так и для зарубежных стран.

Напомним, раму этого байка мужчина нашёл в сарае своей покойной бабушки. Почти семь лет Анатолий по всему миру собирал оригинальные заводские детали от «Чезеты» и занимался восстановлением мотоцикла. Когда процесс реставрации мотороллера подошёл к концу, у владельца появилось закономерное желание использовать транспорт по его прямому назначению. Без документов и номерных знаков, конечно же, делать этого нельзя…

Но Анатолий твёрдо вознамерился легализовать свой раритет: начал размышлять, как зарегистрировать мотороллер, стучался в разные инстанции, консультировался с юристами и просил о помощи. В итоге дело дошло до суда, но по итогу его шести заседаний, массы потраченных усилий и денежных средств нашему герою так и не удалось добиться своего: «Чезета» осталась вне закона. Неужели она так никогда и не выедет на улицы города, разбавив тёплым ретровайбом бездушный поток современных транспортных средств? Неужто так и останется пылиться в гараже вдали от любопытных взглядов? Должен же быть какой-то выход! Его-то и ищет наш герой…

В списках не значится
— Когда мне стала интересна легализация этого мотороллера, я первым делом отправился в милицию с просьбой найти владельца транспортного средства по VIN да и вообще «пробить» по базам, не числится ли байк по делам об угоне или наследовании, — начинает свой рассказ Анатолий. — Спустя месяц я получил ответ из ОВД: на учёте в Республике Беларусь «Чезета» не находится, в поиске и розыске не числится.

— Потом мне посоветовали обратиться в службу «Одно окно». Там я написал письмо на имя председателя облисполкома с просьбой разъяснить, как можно зарегистрировать транспортное средство без документов. Также я просил о содействии в этом вопросе, в свою очередь высказал готовность участвовать со своей техникой в различных культурных мероприятиях города…
![]() |
|
— Однако моё обращение было перенаправлено в управление ГАИ, откуда я получил ответ, содержащий перечень необходимых для регистрации транспортного средства документов. Но ведь мой вопрос заключался в другом: я хотел узнать, как поставить на учёт ТС, если документов на него у меня нет!.. В общем, ничем мне в облисполкоме и в ГАИ не помогли, — вздыхает мужчина.

— Тогда с помощью адвоката я подал заявление в суд с целью признать за собой право собственности на данный мотороллер. Иск основывался на том, что раму байка я обнаружил в сарае своей бабушки, соответственно, теоретически это ТС и ранее принадлежало моей семье. В суде выступали свидетели. Мои родственники подтвердили, что лично видели, как восемь лет назад я нашёл раму этого байка. Никто из других наследников прав на данный элемент не заявлял, его вообще собирались сдать на металлолом, пока я не вмешался…
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
— На базе рамы с использованием оригинальных деталей я воссоздал заводской экземпляр мотороллера Cezeta 501. К делу были прикреплены многочисленные чеки покупок деталей за рубежом. В качестве свидетелей выступали также мои соседи по гаражу: они видели, что я много лет занимался восстановлением этого байка, и подтвердили это в суде, — рассказывает Анатолий.


— Однако чеки посылок из-за рубежа суд во внимание не принял, так как не было доказано, что эти отправления содержали именно детали для «Чезеты». А показаний свидетелей оказалось недостаточно. Более того, мне даже не удалось доказать суду, что я собрал именно оригинальный мотороллер Cezeta 501, а не какую-то самоделку, которую теперь хочу зарегистрировать…

«Чезета», ты ли это?
— На протяжении нескольких заседаний суд настаивал на проведении экспертизы по идентификации ТС, — говорит герой. — Но дело в том, что заказать эту процедуру может только владелец, которого у «Чезеты» официально нет. Замкнутый круг получается. Было принято решение завести мотороллер в ГАИ и попробовать поставить его на учёт. Да, пакета необходимых для этого документов у меня не было, но мне нужно было получить официальный отказ в регистрации с указанием модели байка. Эта бумага могла бы послужить доказательством, идентифицирующим моё транспортное средство.

— Руками прикатил я «Чезету» в МРЭО ГАИ, объяснил ситуацию — меня сразу отправили к начальнику. Не без помощи всемирной паутины там порешили, что это действительно мотороллер Cezeta 501, но из-за нехватки документов в постановке на учёт, как и ожидалось, мне отказали. Начальник написал официальный отказ, содержащий название конкретной модели ТС. Эту бумагу я и предоставил в суд в качестве доказательства.

— После этого суд вызвал начальника регистрационного отделения МРЭО ГАИ на одно из заседаний. И вот представьте, судья спрашивает его: «Вы можете подтвердить, что это ТС является мотороллером Cezeta 501?» Он отвечает: «Нет, не могу». Судья говорит, мол, как так, вот передо мной лежит подписанная вами бумага, в которой указана модель этого байка… Возникла ситуация, не понятная ни мне, ни суду…
![]() |
|
— Тут суд начинает выяснять, чем же занимается МРЭО ГАИ, что входит в обязанности регистрационного отделения. Оказывается, оно только регистрирует транспорт, но не является экспертной организацией и не предоставляют данные о моделях ТС! Как пояснил свидетель, осмотр мотоцикла в моём случае проводился с целью проверки наличия регистрации, а акт не подтверждал, что предоставленный к осмотру мотоцикл принадлежит к конкретной марке и модели, поскольку у меня не имелось необходимых сопроводительных документов. В общем, мне так и не удалось доказать суду, что я восстановил заводскую версию мотороллера Cezeta 501.
В присвоении права собственности отказать!
— Тогда я узнал, что в исключительных случаях экспертиза может быть проведена по решению суда, — продолжает свой рассказ Анатолий. — Направил туда ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы по идентификации и оценке ТС (последнее также требовалось для суда), нашёл организацию, которая сможет провести данную процедуру… Но вскоре получил отказ в ходатайстве. А на следующий день была вынесена резолюция: в присвоении права собственности мне было отказано из-за нехватки доказательств…

— Почему мне не позволили даже провести судебную экспертизу, я не знаю, ведь судья сам намекал на это на заседаниях… Судя по мотивировочной части, суд смутил тот факт, что я собрал «Чезету» из запчастей — по закону такое ТС не подлежит регистрации. Но ведь это, как я понимаю, относится к тем случаям, когда люди лепят «кракозябры» из всего, что есть под рукой. Я же ничего не изобретал, использовал только оригинальные детали от конкретной модели и собрал мотороллер в заводском исполнении. Это же совсем другое дело. Возможно, если бы мне удалось провести экспертизу и доказать, что я восстановил оригинальный мотороллер Cezeta 501, а не «кракозябру», у меня были бы шансы выиграть дело…
— Вы пробовали опровергнуть решение суда? — интересуемся у героя, дослушав его рассказ.
— Это можно было сделать в течение пятнадцати дней после вынесения решения. Но я не стал: не видел в этом смысла. Все эти судебные тяжбы оказались весьма затратным делом. Исковое заявление обошлось мне в 410 рублей, каждый поход в суд с адвокатом — ещё по 410 руб., но были и другие значительные расходы… По моему делу прошло шесть заседаний. Вот и прикиньте, сколько денег я отдал за эту попытку легализовать «Чезету». Кстати, экспертиза, если бы суд дал на неё добро, обошлась бы мне ещё в 1 500 рублей… Но всё оказалось тщетно. К слову, от адвоката в суде тоже было мало толку. Я думал, человек будет отстаивать мои интересы, а он просто стоял как школьник и молчал. Ничем юрист мне особо не помог — выброшенные на ветер деньги…
Проблема, о которой нужно говорить
— Так значит, вы отчаялись и оставили попытки зарегистрировать мотороллер?
— Совсем нет. Я досконально изучил законодательство, касающееся моего дела: уже не хуже любого юриста во всём этом разбираюсь! Так вот, есть у меня ещё надежда на статью 235 ГК РБ, устанавливающую правила приобретательной давности, согласно которым лицо, непрерывно владеющее имуществом в течение пяти лет, может приобрести на него право собственности. Таким образом, я должен подтвердить пять лет добросовестного, открытого и непрерывного владения «Чезетой».

— К сожалению, как я уже говорил, суд не принял во внимание показания свидетелей, доказывающие, что мотороллер находится у меня уже восьмой год. В качестве существенного доказательства моего владения данным ТС было принято лишь упомянутое выше обращение в милицию в прошлом году, а точнее, полученный в результате него официальный ответ ОВД, содержащий информацию о «Чезете». Выходит, мне нужно подтвердить ещё около четырёх лет владения этим мотороллером. И тогда я надеюсь опять же решением суда признать за собой право собственности на этот мотоцикл и поставить-таки его на учёт в ГАИ. Получится ли? Я не знаю… Но буду пытаться!

Анатолий уверяет, что проблема легализации транспорта в нашей стране имеет достаточно распространённый характер, и эту тему стоит поднимать:
— С такой проблемой столкнулся не я один. В стране очень много людей, которые имеют в собственности старую технику без документов и не могут её легализовать, — говорит собеседник. — Сюда же относятся ТС на «мёртвых» советских документах. Вы знаете, что у меня есть также мотоцикл на чёрных номерах. Так вот, я могу оформить на него страховку, могу пройти техосмотр, могу на нём ездить, но переоформить его на себя — никак. А что, если, не дай бог, случится ДТП с участием такого транспорта? Концов не найдёшь…

— Это законодательная западня, на которую нужно обратить внимание: в правовой системе тупиков быть не должно! Нормативная база той же Европы и даже соседней России позволяет гораздо проще легализовать транспорт без документов. Допустим, в Польше для этого достаточно написать заявление в органы, машину проверят по базам, если «чистая» — можно идти ставить на учёт. В РФ также по заявлению можно хранить бесхозный транспорт у себя в гараже несколько лет, а после этого без суда зарегистрировать его.

— Понимаете, нигде нет всех этих бюрократических камней, с которыми пришлось столкнуться мне при попытке легализовать ТС. Поэтому ретротехника грузится на лафеты и вывозится из нашей страны. Грустно за этим наблюдать. Я считаю, что это на самом деле большая проблема. Ведь такая техника — не просто какое-то старьё, это наша история, мы должны сохранить её для наших детей! — заключает герой.







