В Гродно 17 декабря открылся уникальный «Дом Тизенгауза» XVIII века, внутренний интерьер которого воссоздан по разработкам сотрудников филиала «Брестреставрацияпроект» ОАО «Белреставрация», пишет «Вечерний Брест».
Брестчанам пришлось потрудиться и на разработке дизайна наборных паркетных полов, кресел, которые будут установлены в помещениях, люстр, дверных и оконных ручек и множества других деталей – они не бросаются в глаза, но полностью соответствуют исторической реалии. Само здание планируется использовать и как помещение для официальных приемов Гродненских облисполкома и горисполкома, проведения конференций (первый этаж) и как картинную галерею (второй этаж). Внутренний декор, созданный брестчанами, этому способствует.
Над проектом трудились практически все работники «Брестраставрацияпроекта», директор Игорь Сотников особо отмечает вклад архитекторов Елены Евтухович и Александры Литвинской. Порой приходилось принимать нестандартные решения. Например, нигде не описаны обои, покрывавшие стены здания. В принципе, таких описаний просто не сохранилось по всем историческим объектам Беларуси. Брестчане взяли за основу орнамент знаменитых слуцких поясов – они идеально вписались в интерьер! Была небольшая «загвоздка» с высотой первого этажа – гродненские коллеги «промахнулись» почти на двадцать сантиметров – пришлось срочно приводить проект под настоящую высоту. Игорь Сотников говорит, что такие мелочи, как «спрятать» в интерьер современные электророзетки, было делом техники.
Право разработать внутреннее убранство величественного здания брестчане получили по итогам тендера, проведенного в конце 2019 года. Финансирование осуществлялось в рамках европейского проекта трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина».
Под конкретный проект «Шляхам Тызенгаўза» было выделено 2 миллиона евро. На часть выделенного гранта (проект восстановления внутреннего убранства) претендовали специализированные проектные фирмы из Киева и Вильнюса. Но, как говорит директор «Брестреставрацияпроекта» Игорь Сотников, в ходе тендера предложение брестских реставраторов оказалось более предпочтительным и по срокам исполнения работ, и по опыту работы на подобных объектах.
… Незадолго до открытия «Дома Тизенгауза» перед его входом была установлена скульптурная композиция. Король Станислав Август Понятовский рассматривает проекты Антония Тизенгауза. Обе исторические личности, тесно связанные с историей Брестчины, нашли свое воплощение в Гродно. Во многом благодаря работе специалистов «Брестреставрацияпроекта».
Антоний ТИЗЕНГАУЗ (1733-1785) был выдающейся личностью, пытался спасти Речь Посполитую (в нее входило и Великое княжество Литовское, большую часть населения которого составляли белорусы) путем экономических преобразований. Тизенгауз происходил из не очень богатого дворянского рода. Возвыситься ему помогла дружба с последним королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. Будущий король и юный Тизенгауз после непродолжительного пребывания в школе виленских иезуитов вместе воспитывались в Волчине (там родился Понятовский).
Как бы то ни было, но в итоге Антоний Тизенгауз стал администратором королевских экономий в Великом княжестве Литовском. Доходы от экономий шли в государственную казну, но право распоряжаться ими имел лично король, вне решений шляхты на постоянно срываемых сеймах. Тизенгауз сделал ставку на развитие мануфактур, центром его деятельности стал Гродно. Но не обходил вниманием и другие экономии – именно благодаря ему в Бресте появилась первая фабрика – ткацкая мануфактура на 10 станков. Увы, но реформы потерпели крах. Из 85 величественных зданий, построенных в Гродно (мануфактуры, театры, типография, дворцы и т.д.) до нашего времени сохранилось только восемь.
И одно из них – так называемый «Дом Тизенгауза». Оно использовалось как почтовая контора, с 1910 года как архив Гродненской губернии, а до 2014 года как помещения Национального исторического архива в Гродно.
После выезда архива интерьер здания представлял собой обычные помещения, с множеством перегородок, конторского типа. Перед работниками «Брестреставрацияпроекта» стояла сложнейшая задача – восстановить в здании королевский дух конца XVIII века. Плюсом было то, что здание осталось в первоначальном виде. Минусом – не сохранилось ни одного подробного описания внутренних интерьеров. Брестские реставраторы пошли по сложному, но верному пути. Они изучили сохранившиеся интерьеры зданий, которые возводились по проектам итальянского архитектора Джузеппе де Сакко, фактически придворного архитектора Станислава Августа Понятовского.
Именно по его проектам строились дворцы, театры и дома в Гродно. Как говорит Игорь Сотников, работники организации чуть ли не с лупой исследовали работы Сакко, в первоначальном виде дошедшие в Королевском замке и усадьбе «Лазенки» (Варшава), Сокулке (Польша), Святске (Гродненская область). Именно «въедливость» брестских реставраторов в исторические нюансы и помогла им выиграть тендер.
Сыграла роль предыдущая деятельность брестских реставраторов исторических объектов. Они разрабатывали проекты возрождения дома Тадеуша Костюшко и дворца Пусловских в урочище Меречевщина близ Коссово (Ивацевичский район), усадьбы Немцевичей в Скоках (Брестский район), каплицы-усыпальницы в имении Элизы Ожешко в Закозеле (Дрогичинский район) и множества других исторических объектов. Идея туристического маршрута, связывающего исторические объекты Гродно и Сокулки (Польша), к которым имеет непосредственное отношение выдающийся реформатор Антоний Тизенгауз, принадлежит польской стороне. Но с подачи гродненских историков и краеведов.