Первую в своей молодой пока истории круглую дату – 10-летие со дня основания – отмечает Брестское областное кадетское училище, которое размещается в деревне Ястрембель Барановичского района. Каково кадетам жить вдали от семьи и ради чего они на это идут, как безошибочно распознать кадета в толпе и есть ли место романтике в условиях строгой военной дисциплины, – об этом и многом другом разузнал «НК».
Конкурс – до 8 человек на место!
Много лет здесь, в Ястрембеле, была школа-интернат для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Однако, когда в Беларуси начали активно создаваться детские дома семейного типа, такие учреждения постепенно становились невостребованными. Встал вопрос: если интернат закроют, что будет со всеми этими зданиями, спортивной базой (бассейн, легкоатлетический манеж, тренажерный зал), с кадрами, которых более сотни?
А в 2010 году Президент подписал Указ № 54 «О кадетских училищах», и оказалось, что лучшего места для размещения Брестского областного кадетского училища не найти. Сказано – сделано. 29 октября 2011 года училище получило свое Знамя и начался отсчет его истории.
– За 10 лет мы выпустили в жизнь почти полтысячи кадетов, – рассказывает директор учреждения Александр Калько. – Больше половины из них связали свою жизнь со службой в силовых структурах. Наши выпускники учатся в военных вузах Беларуси и России, служат в Барановичском и других гарнизонах, в МЧС, в правоохранительных органах. Каждый из них – наша гордость!
На сегодня в училище 219 кадетов, среди них 50 девочек. К слову, количество мест для последних ограничено, поэтому конкурс иногда доходит до 8 человек на место!
По словам Надежды Скрибук, заместителя директора училища по воспитательной работе, в кадеты берут после окончания 7-го класса. Отбор тщательный: здесь важно и состояние здоровья, и результаты экзаменов (математика и русский или белорусский язык по выбору). Многие отсеиваются после зачета по физкультуре и психологического теста. Неудивительно, что те, кто отобран в итоге – действительно этого достойны. Средний балл у всех кадетов – не меньше семи, а у кого-то и выше 9,5. А физическая подготовка такая, что на витринах в фойе давно не помещаются кубки и другие награды.
– У нас учатся ребята из разных уголков республики, – говорит Надежда Анатольевна. – Многие сами с детства выбирают для себя военную стезю, кого-то наводят на эту мысль родители, а есть и такие, кого сюда привели жизненные обстоятельства. Хорошо помню, как один парень мне признался: «Вы не представляете, в какой компании я был и что делал на «гражданке»! Если бы не пошел в кадеты, не изменил вовремя свою жизнь, точно был бы уже за решеткой…»
«Кадетку» на обычную школу не променял бы!»
– В кадетском училище ребенок уже на второй месяц начинает разительно отличаться от обычного школьника, – рассказывает Надежда Скрибук. – Когда после принятия присяги впервые приезжает домой, родители просто в шоке. Звонят и говорят: «Представляете, сам застилает кровать, моет за собой посуду, стирает носки и гладит форму! И ни разу не нагрубил в ответ!» Даже без формы кадета можно легко распознать среди других подростков. По осанке, поведению, манерам.
Статный, плечистый 11-классник Захар Шаметько приехал из Высокого. Говорит, случайно увидел на улице парня в кадетской форме, подошел пообщаться и сразу загорелся.
– Родители поначалу были категорически против, – вспоминает Захар. – Но чем больше получали информации, тем лучше понимали, какой это высокий уровень образования, престиж, какая хорошая школа жизни, великолепная спортивная и военная подготовка, какие перспективы всё это открывает. На обычную школу «кадетку» я бы ни за что не променял! Конечно, самое тяжелое – это разлука с родными. Видимся примерно раз в месяц. Но вы не представляете, насколько начинаешь ценить свою семью! Очень меняется и круг общения: в нем только те, кто с тобой на одной волне, кто имеет достойную цель в жизни.
«Вначале почти все плачут: скучают по дому»
Конечно, четыре года детства в берцах – это не для всех. Тут очень важна сила воли и выдержка. Случались за эти годы и единичные отчисления, но большинство ребят «ноют», как говорят воспитатели, только первое время, а дальше правильно расставляют приоритеты и включаются в работу.
– Первые недели две чувствуешь себя здесь, как в лагере, – рассказывает 11-классница Мирослава Прокопович. – А где-то через месяц начинаешь очень скучать по дому. Конечно, плачут почти все. Мы же все домашние, привыкли, что можем, когда захотим, и в телефоне посидеть, и сладостей поесть, и на кровати поваляться. Здесь всё не так. Строгая дисциплина. Подъем в 7.00, а уже через 10 минут все должны стоять на улице на зарядке в любую погоду. Но со временем уже не так сложно, и ты знаешь, что это тебе пригодится в будущем. Я, к примеру, очень хочу стать следователем, как моя тетя. Мама тоже работает в правоохранительных органах, так что на женщин в форме я равняюсь с самого детства.
Распорядок дня у кадетов и правда расписан по минутам.
– Телефоны с доступом в интернет выдаются только три раза в неделю на несколько часов, – говорит Надежда Скрибук. – Свободное время у нас – для кружков, секций, чтения. Ведь кадетство, помимо прочего, должно научить детей правильно и с пользой распределять свои силы и время, научить самостоятельности.
Семейные династии и «кадетские дети»
В училище немало ребят, которые продолжают семейные династии. К примеру, у 14-летних двойняшек Алексея и Александры Гоман здесь учился брат, а отец работает в военной комендатуре в Бресте.
– Другое будущее, кроме военного, мы с сестрой даже не рассматривали, – говорит Алексей. – Я вот мечтаю пойти в разведку. Здесь целенаправленно все усилия тратишь на то, что пригодится в твоем будущем. Когда я только поступил сюда, подтягивался ноль раз. Сейчас – 11! А Саша недавно пробежала кросс так, что заняла первое место.
К слову, семейные династии создаются и благодаря училищу. Уже не раз бывало, что выпускники создавали семьи, и малышей, которые в них рождаются, называют «кадетскими детьми». Ведь не исключено, что когда-нибудь эти малыши тоже примерят здешние погоны.
– Конечно, место романтике у нас есть. Мы же не можем запретить любить! – говорит Надежда Скрибук. – Правда, здесь у ребят мало возможностей проводить время друг с другом: посидеть вместе при просмотре кинофильма, поболеть на соревнованиях и немного прогуляться вечером в субботу, да и то у всех на виду. Но это только укрепляет чувства. Был случай, когда на плацу мы поздравляли девочку с днем рождения, курьер доставил ей букет роз от нашего выпускника, который учился в питерском военном вузе. Это было очень романтично! И опыт показывает: объединенные одними взглядами на жизнь, одним девизом: «Жизнь – Отечеству! Честь – никому!», кадетские семьи получаются очень крепкими.