Неожиданно увиденный в лесу крест – ухоженный, в центре ограды с лентами – не мог не вызвать интерес: какая его история?
Он, будто выросший из камня, едва заметен с гравийки в 300-х метрах от деревни Пяски. Его преданные хранители – супруги Владимир и Александра Швейкусы. Родительский дом Владимира, где теперь живут постоянно, крайний: смотрит в лес своими окнами, из которых сквозь кружево лесной зелени виден этот старый крест, слившийся с камнем.
По словам моего собеседника, его история уходит в 19-й век, когда на месте нынешнего леса были поле и перекресток дорог из окрестных деревень. И все эти дороги – из Плянты, Свитичей, Яцкович, Погубятич – выходили к «центральному» гостинцу, который вел в Высокое – центр тогдашней торговой и культурной жизни. Вспоминает рассказы своего деда – Степана Швейкуса, 1880 года рождения , который говорил, что уже в своем детстве помнил этот крест на перекрестке полевых дорог; как по воскресеньям и в праздники ехали по ним из деревень вереницы возов, груженых зерном, овощами, корзинами с домашними продуктами. Везли все это в Высокое на базар, чтобы назад вернуться с покупками, которые невозможно «вырастить» на земле.
К началу 20-го века в Высоко-Литовске было до сотни лавок (магазинчиков), принадлежавших торговцам-евреям. Здесь проводилось шесть – восемь крупных ярмарок в год. Сюда ехали к врачам, которые практиковали приватно. В Высоком были два православных храма и католический костел. В Высокое нередко ехали и «до млына», хотя ветряная мельница была на хуторе в километре от Пясок…Селяне останавливались у поклонного креста на перекрестке, чтобы помолиться и попросить благословения в пути и удачи в земных делах.
Предприимчивые люди и тогда не упускали возможность заработать в таком людном месте: рядом с перекрестком была корчма. Но была здесь и гончарня: места добычи глины хорошо видны и теперь, а в огородах селяне находят немало фрагментов старой керамики…
Давно заросли полевые дороги лесом, от них остались лишь зеленые«вмятины», видимые только местным старожилам. А бывший гостинец стал обычной лесной дорогой. Но старый крест, поставленный кем-то по-хозяйски, на века, по-прежнему обещает защищать деревню от зла и темных сил. Он как символ сохранения рода, семьи, деревни. И еще читается на нем надпись из нескольких слов: «Спаси души наши…»
…Владимир с супругой с почтением опекают этот старый крест, ставший реликвией деревни, чтобы не забывали своих предков внуки и правнуки. Рядом с ним поставил уютную скамейку – как приглашение присесть, подумать в тишине.
Недалеко от креста сохранились остатки так называемой горки – Владимир уверенно говорит, что это один из курганов, которых было немало в нашем краю. Сюда в детстве бежали зимой с санками, катались с «горы» до устали.Помнит: когда-то здесь стоял знак с надписью, гласившей, что это есть памятник археологии. Но со временем табличка исчезла, здесь начали активно брать песок, невзирая на попадавшиеся время от времени кости. И сегодня о кургане напоминает почти вертикальный срез невысокого холма, поросшего деревьями.
Швейкусы часто бывают у креста. По дороге за ягодами или грибами, иногда с граблями, а то и с лопатой, когда сажают очередную елочку вдоль тропы, ведущей к нему…
Почти полвека они вместе. Он из Пясок, она из Городища, а познакомились в отделе кадров завода «Газоаппарат», когда в один день устраивались на работу. И вся их трудовая жизнь прошла на этом заводе. Получили квартиру от предприятия, вырастили двоих детей. И будучи пенсионерами работали еще не один год на этом заводе. В деревню к родителям приезжали часто, помогали на сотках и в огороде. И мечтали о переезде в Пяски насовсем.
Когда оставили городскую квартиру, долго не могли насладиться зеленым привольем деревни рядом с лесом. Завели хозяйство. Одних лишь коз было почти два десятка. Сегодня у них во дворе только птичье стадо. Много сил требует большой огород. Теперь уже им помогают управиться там их городские дети и внуки, которых четверо. А сами они о городе почти не вспоминают.
– Была недавно в Бресте по делам, и даже рядом с нашим 9-этажным домом, – делится Александра Алексеевна, – но в пустую квартиру так и не зашла. Не тянет. Всегда хочется быстрее вернуться в деревню.
Это и есть притяжение земли. И стоит на ней знак вечной жизни – поклонный крест. Он же и в роли оберега.
Здесь всегда останавливаются любознательные люди, с интересом рассматривая вросший в землю камень с историей. Заходят во двор к Швейкусам, чтобы расспросить про этот старый крест в лесу. И узнают немало интересного…