Цены на масла понемногу ползут вниз после мартовского бума. В среднем четырех- пятилитровые банки европейских брендов подешевели на 20 рублей. Правда, найти привычные товары можно не всегда. Похожая ситуация наблюдается и с запчастями. Продавцы заметили, что покупатели снизили свои потребности в вопросе премиальности брендов, стали выбирать более дешевые продукты. Onlíner обсудил с представителем одной из компаний-дистрибьюторов, чего ждать во второй половине апреля — мае. Прогноз неутешительный: старые цены не вернутся, а выбор продуктов может сильно сократиться.
Масла
За скачками стоимости моторных масел легко следить с помощью графика цен в Каталоге Onlíner. Приведем несколько примеров.
В феврале Shell Helix Ultra 5W-30 (4 л) стоил 93 рубля, в марте — 190, сейчас — 170.
Для Total Quartz 9000 5W-40 (4 л) цифры такие: 72—182—165 рублей.
Для Elf Evolution 900 SXR 5W-40 (5 л): 100—220—190 рублей.
Цены на когда-то более бюджетный «Лукойл» подбираются к уровню Shell.
Автовладельцы спрашивают, ожидается ли значительное снижение цены на фоне откатившегося назад курса валют. Однако ответ, скорее всего, будет отрицательным. Дистрибьюторы предполагают, что либо не смогут закупить товар, либо его придется приобретать с дополнительными наценками. Одним словом, сегодня они опасаются продать товар дешевле, чем купят завтра.
Например, дистрибьюторам недавно пришло письмо от крупного российского производителя масел: поднимаем цены на 40—45 процентов, закупка следующей партии обойдется дороже. Среди причин в бумаге называются и более высокие прайсы на нефтепродукты. На самом деле проблема в другом: у компаний из РФ не хватает современных присадок. Их в основном производят в Европе. Из-за санкций они не могут купить этот компонент. Стоит ожидать, что российские производители без проблем смогут выпускать несколько устаревшие продукты (проходящие по стандартам ГОСТ). То есть 10W-40 для 20-летних машин будет хватать на рынке. А вот с современными маслами для премиальных машин, для моделей с сажевыми фильтрами или с бензиновыми турбированными двигателями будет дефицит. Неизвестно, как прогнозировать стоимость этого товара.
Что касается европейских поставщиков, то многие находятся в состоянии «ничего не грузим, как доедет и доедет ли вообще — не знаем». Естественно, после запрета на перевозки грузов белорусскими фурами по территории ЕС лучше не стало. В таких условиях велика вероятность, что у покупателя будет минимальная альтернатива. То есть вопрос «какая есть альтернатива дорогому бренду?» может стать неактуальным. Вероятно, придется спрашивать, есть ли вообще что-то подходящее. Второй вариант развития событий — остатки продукции ведущих брендов будут стоить не так уж и дорого по сравнению с новой поставкой из России.
Отсутствие выбора для покупателя уже стало реальностью для некоторых товаров. В компаниях-дистрибьюторах ходит шутливая история: «Позвонил клиент, представитель юрлица, с жалобой. Мол, купил бочку современного масла ZIC для грузовой техники и обнаружил, что произведено оно в 2018 году. Посчитал, слишком давно, хотя срок годности моторного масла составляет пять лет. Просил что-то поновее. Ему ответили откровенно: можете вернуть товар в магазин, а месяца через два, скорее всего, вернетесь за ним, но будет стоить дороже».
Запчасти
Под заказ запчасти везут, как и раньше, около двух недель. Без проблем можно найти детали для старых автомобилей. Например, колодки на Passat B3 и B4 обнаружить несложно. А вот владельцам свежих машин труднее. Например, при поиске запчасти для BMW 5-Series от 2015 г. в. можно столкнуться с тем, что в наличии только остатки, 5—10 штук. Такие позиции быстро раскупают, назревает дефицит.
С фильтрами тоже интересная ситуация. Если раньше владелец доверял какому-то мировому бренду (например, Hengst или Mahle), то сейчас ему, возможно, придется присматриваться к альтернативе — чаще всего более бюджетной. Условно, нормальным стало устанавливать на Mercedes китайские детали. Вытянулись очереди на разборках и в точках по продаже б/у запчастей. А в магазинах, торгующих новыми элементами, пустовато. Основной вопрос, который там можно слышать: «А почему все так подорожало?»