Как будто бы не совсем вовремя, к концу июля — началу августа, в торговом унитарном предприятии «Брестский рынок» закрылась половина сезонной площадки, то есть торговых рядов на свежем воздухе, не под куполом. Обычно здесь продавались и продаются овощи, фрукты, работают ларьки с бакалейными, прежде говорили «колониальными», товарами – чай, кофе, пряности и т.п., пишет «Вечерний Брест».
Администрация предприятия и нужды людей понимает, и не хочет упускать выгоду от сдачи в аренду торговых мест как раз тогда, когда дожинки не только в сельхозпредприятиях, но и на отдельно взятом огороде. Наверное, проще было бы все закрыть, провести ремонтные работы и торжественно открыть. Так, вероятно, можно было и сделать, начнись ремонт где-нибудь в юном месяце апреле. Но ситуация такова: реконструкция возможна и реальна при наличии финансирования.
Наверное, уместно вспомнить, что рынок – старейшее профильное предприятие в Бресте. Он начал работать еще в 1946 году. До 1989 года относился к управлению торговли горисполкома. Сейчас пребывает в ведении Брестского облпотребсоюза. В народе до сих пор порой называют его «колхозный», или «колхозник». В самом деле, место, где практически любой желающий может что-то продать или тем более купить, существовало всегда, при любом строе, включая пресловутый военный коммунизм. Объективные исторические исследования показывают: в продовольственном снабжении населения СССР доля продукции личных подсобных хозяйств составляла даже при Н. Хрущеве и Л. Брежневе до двадцати процентов от общего объема. Вероятно, по этой причине автовокзал был поставлен в двух шагах от рынка – трудовому крестьянству недалеко было тащить мешки и корзины от станции к прилавкам.
Во многом вышеописанная картина принадлежит советскому и раннему постсоветскому прошлому. Сегодня структура ТУП «Брестский рынок» выглядит следующим образом: собственно рынок, то есть торговые площади на 1004 торговых места; комплекс общественного питания; лотки розничной торговли; заготовительные пункты; конечно же, лаборатория по проверке качества и радиационного фона привезенной на продажу продукции. В штате рынка более двухсот человек. То есть мы имеем дело со своего рода гипермаркетом, преимущественного торгующим продовольствием. Его заполняемость в среднем за год составляет не менее семидесяти процентов.
Еще в июле 2019 года Брестский горисполком объявил конкурс по разработке концепции реконструкции одновременно рынка и бывшего автовокзала. Было представлено одиннадцать проектов из разных городов Беларуси и даже из-за рубежа – к примеру, из Дании. В ноябре того же года определили победителя – архитектурная компания «Воробьев и партнеры». Согласно макетам отдельных деталей и проекту в целом, реконструкция могла преобразить большой квадрат городской территории с пешеходным проходом от рынка к зданию бывшего вокзала. Инфраструктура должна была быть насыщена торговыми точками, фудкортами и местами активного досуга. Модель производила впечатление не восточного базара из фильма «Волшебная лампа Аладдина», но вполне европейского торгово-развлекательного комплекса.
Будет ли все сделано так, как предложили архитекторы? Трудно сказать, особенно теперь. Работы по рынку включены в новый генеральный план Бреста, рассчитанный на период до 2030 года. Еще есть время, были бы деньги.
А пока торговцы располагаются на временных внешних площадках на улице Пушкинской, занимают места под куполом, где прежде были места для торговли рыбой. Кряхтят, но терпят. В тесноте да не в обиде, не так ли?
Что ждет нас после данного этапа реконструкции? Как пояснили в Брестском облпотребсоюзе, в чьем ведении находится рынок, основная цель ремонта в августе-сентябре – поменять покрытие на площадке сезонной торговли. Прежде там был асфальт, и вид у него за долгие годы даже под ногами пешеходов стал более чем не «товарный». Теперь чисто дорожное покрытие меняется на тротуарную плитку. Кроме того, обновляется фасад торговых рядов: они будут пронумерованы, большими буквами будет так же указано, что именно можно купить на каждом отдельно взятом торговом ряду.