Вторую неделю живём с действующим реестром автомобильных перевозок пассажиров. Первое впечатление уже есть — как у перевозчиков с водителями, так и у клиентов. Цены на поездки чуть подросли, это мы ощутили… Причины очевидны: предложение не в состоянии удовлетворить спрос. Плюс немало средств некоторые работодатели потратили на то, чтобы довести до ума всю необходимую документацию, отправить водителей на курсы повышения квалификации и оклеить машины из автопарка.
Но в итоге обелил ли реестр рынок и что говорят его игроки? Рассказываем в большом материале.
«Сервис продолжает давать заказы водителям, которых нет в реестре»
После вступления новых норм в силу количество сотрудников службы «Такси 135», ежедневно выходящих на линию, уменьшилось в два раза.
— Мы не даём заказы водителям, которые не вступили в реестр, — для этого провели программные доработки. Таким образом, в базе лишь те, кто прошёл регистрацию и соответствует всем требованиям законодательства, — говорит директор «Такси 135 Столица» Олег Радкевич. — Ещё в апреле мы начали проводить собрания и разъяснительную работу для ИП, перевозчиков и их водителей касательно продолжения деятельности в сфере такси и требований для вступления в реестр. По сегодня продолжаем консультировать, помогаем разобраться с новыми правилами и видим положительную динамику: реестр пополняется.
Насчёт цен Олег Радкевич отмечает: средний чек за поездку после 1 ноября вырос на 25—30%.
— В последние несколько лет стоимость такси не увеличивалась, несмотря на постоянный рост затрат. Сумма за поездку должна быть такой, чтобы позволить водителю собрать ежедневную выручку в рамках плановых заданий перевозчика. А это значит выплатить водителю среднюю зарплату по Минску, покрыть расходы на содержание авто, топливо, амортизацию, оплату услуг врача, механика, диспетчера, оплатить налоги. И следует учитывать, что длительность рабочей смены водителя ограничена законом.
Между тем далеко не все участники рынка готовы играть по общепринятым правилам. Известный сервис такси «Яндекс Go» продолжает давать заказы водителям, которые не внесены в реестр.
— Проверить это можно на сайте, введя номер автомобиля и имя водителя. Получается, что информационный сервис по-прежнему даёт заказы недобросовестным участникам рынка в то время, как идёт борьба за справедливые и равные условия для тех, кто связан со сферой пассажирских перевозок в такси.
В Министерстве транспорта и коммуникаций отметили, что они знакомы с проблемой и с «Яндекс Go» на данный момент работают несколько ведомств, так как актуальны вопросы не только выполнения ныне действующего законодательства в области пассажирских перевозок, но и ценообразования, и тарификации. Давать расширенный комментарий относительно данной темы ещё рано, проводится работа с сервисом.
Запрос руководителя службы такси, отправленный в «Яндекс Go», пока остался без ответа...
«Взвинтили цены на курсы до 800 рублей»
Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич напоминает, что реестр был необходим, во-первых, для того, чтобы упорядочить огромный сегмент рынка такси, во-вторых — чтобы исключить нерегулярный извоз под видом регулярного (речь о маршрутках и автобусах).
— Со второй задачей реестр справился. Перевозчики боятся рисковать, так как появилась угроза конфискации транспорта, а это огромные убытки для бизнеса, — говорит специалист. — Что касается такси, то я сама его активный пользователь и часто коммуницирую с водителями, перевозчиками. Часть из них, причём немалая, смотрела на происходящее скептически и рассуждала так: «Мы посмотрим, будет ли всё это действовать». Хотя в то время велась большая информационная работа вплоть до уровня администраций районов, было много собраний, на которых говорилось, что необходимо сделать, чтобы вступить в реестр и продолжать ездить. Летом, в начале осени наблюдала следующую картину: крупные автопарки, приобретшие 50—100 автомобилей, сразу отреагировали и начали легализовываться, так как понимали, чего лишатся. А вот небольшие, где 5—10 машин, не верили, что реестр заработает. В результате они потеряли деньги, поскольку теперь регистрация платная.
По мнению главы ассоциации, реестр закрыл многие вопросы и поднял рынок такси на более высокий уровень.
— Приведу пример. Человека лишили права управления за пьянство. Но в/у, саму карточку, он оставил у себя, с ней пришёл устраиваться на работу водителем. Работодатель не имеет возможности проверить, действующее это удостоверение или нет. А у Транспортной инспекции, если такой человек подастся в реестр, автоматически в базе появится эта информация. У меня был судебный прецендент, когда водитель подал в суд, полагая, что ему неправильно насчитали отпускные. Выяснилось: он уже два года лишён права управления за то, что сел пьяный за руль. Поэтому наличие водителя в реестре — гарантия безопасности как для пассажира, так и для работодателя, поскольку отсеивает тех, кто по определённым параметрам не проходит проверку.
Сложности возникли и с записью на курсы повышения квалификации. Их проходить таксистам необходимо было раз в пять лет. К слову, данная норма действовала и раньше. Однако этого просто-напросто никто не делал, говорит Екатерина Станкевич.
— В своё время существовало довольно много центров, которые организовывали обучение. С 2018 года они стали массово закрываться, так как перевозчики игнорировали эту норму. Поэтому и возник коллапс: те, кто пытался попасть на обучение в августе, записались аж на декабрь. Отдельная тема — цены. Если раньше курсы были бюджетными — стоили около 100 рублей, то сейчас некоторые организации решили, извините за сленг, «срубить бабла» и взвинтили цены до 800 рублей. Между тем стоит понимать: это тяжёлое материальное бремя легло на перевозчиков, которые по закону обязаны отправить своих водителей на обучение. Потом подобное на чём скажется? Конечно, на качестве ремонта автомобилей.
«Сначала был ажиотаж, а теперь тишина…»
В конце лета действительно наблюдался большой спрос на курсы повышения квалификации. Об этом нам рассказали в нескольких центрах, где такое обучение проводят.
— У нас в июле-августе имелась очередь, записывали на три-четыре недели вперёд, — рассказывает руководитель дрогичинского учебного центра. — Люди из Гродно приезжали, чтобы получить сертификат, так как у них в городе тогда не было организаций, оказывающих подобные услуги. А за лето там открылось три таких центра.
Напомним, что в сентябре Минтранс сократил курсы для таксистов с 55 часов до 35. Таким образом, цены на них пошли вниз.
— У нас изначально был ценник 450 рублей, сейчас — 340. В целом программа рассчитана на пять дней, но чаще всего длится до двух недель, поскольку наш профиль несколько иной. Мы обучаем водителей на категории А, В, СЕ, D. Когда набирается группа на повышение квалификации, ищем для неё помещение и пытаемся выделить часы у инструкторов.
Однако сейчас, говорит директор центра, произошла парадоксальная ситуация. Казалось, водители начнут массово записываться на курсы, чтобы работать легально. Но не тут-то было.
— У нас записаны два человека. Ждём, когда придут ещё хотя бы три, — тогда откроем группу. Затишье. Видимо, когда начнутся массовые рейды транспортников, тогда и спохватятся.
В одном из минских центров такая же обстановка. Если изначально спрос был бешеный, то теперь водители записываются, подают данные о себе в реестр, а затем бросают курсы.
— Из-за того, что требования о включении в реестр упростили и теперь можно пройти регистрацию, будучи записанным на курсы, но не имея на руках сертификата об окончании, центры терпят убытки. Мы столкнулись с тем, что имелась запись на несколько месяцев вперёд, затем водители стали повально отказываться. Аргументируют это следующим образом: «передумали учиться», «обучились в другом месте», «хотят уйти из сферы» и так далее. В то же время, чтобы удовлетворить начальный спрос, мы наняли и обучили нескольких инструкторов. Благо удалось загрузить группы до конца декабря, чтобы обеспечить людей работой. Но после этого будем вынуждены разрывать с ними трудовые отношения.
По словам специалиста центра, свободные места на данный момент есть во многих учебных организациях.
— У нас обучение до сокращения курса стоило 500 рублей, сейчас — 400. Но опять же мы вынуждены устанавливать такую цену, чтобы не работать себе в убыток, поскольку своего автодрома нет и приходится арендовать. Поэтому здесь у каждой обучающей организации своя ценовая политика. Не стоит всех стричь под одну гребёнку.
«Приехали только на сдачу экзаменов»
Денис — водитель «Яндекса» в крупном автопарке. Говорит, что работодатель начал заранее подготавливать штат к изменению в законодательстве. Однако это делали далеко не все перевозчики.
— Многие тянули до последнего, прежде чем заняться легализацией бизнеса. В результате сейчас мы наблюдаем такую картину: машины-такси простаивают на парковках крупных гипермаркетов. У нас ситуация была иная. Летом водителей начали отправлять на курсы. И здесь автопарки нашли лазейку, чтобы не потерять прибыль. Перевозчики принялись договариваться с учебными центрами. Таким образом, многие водители не приезжали на занятия, но экзамен сдавали и получали сертификат, — рассказывает Денис. — Действует эта схема и сейчас.
В последнее время много говорят о том, как люди вызывают такси под видом доставки посылки. Это даёт возможность тем, кто не попал в реестр, продолжить работу, а пассажирам — сэкономить на дороге.
— Да, так действительно делают. Но Транспортная инспекция тоже не сидит сложа руки — таких водителей уже ловили. Правилами самого «Яндекса» перевозить людей по тарифам доставки запрещено! — говорит Денис.
В чатах, где обитают, так сказать, братья по промыслу, пишут, что сам водитель-курьер не может без последствий отменить заказ на доставку пассажиров до пункта назначения. «Яндекс» считывает это как грубое нарушение, и если таких за неделю наберётся три, то сервис отправит в бан на несколько дней.
В целом к «Яндекс Go» накопилось немало вопросов… В частности, у Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
— Известно, что в нынешнем году сервис признали монополистом. Хотя об этом речь шла ещё в 2018-м, — говорит Екатерина Станкевич. — Сейчас министерство должно ввести ценовое регулирование при формировании тарифа на перевозку. Ведь, действительно, невозможно заранее предугадать, сколько будет стоить поездка по одному и тому же маршруту завтра в это же время. При этом «Яндекс» как система, принимающая заказы, берёт от выручки 23%. Это очень много. И куда идут деньги? Вряд ли на ремонт наших дорог...
«Подработчики никуда не денутся»
Известно, что водителей у нас в стране, прямо скажем, не хватает. Реестр, вероятно, задумывался в том числе как средство для борьбы с так называемыми таксистами-однодневками, но от этого уйти будет непросто.
— Сейчас необязательно вносить в реестр наличие трудового договора водителя и перевозчика. Такой момент многих смущал, потому здесь пошли на уступки. Теперь данная строчка необязательна к заполнению, — подчёркивает Екатерина Станкевич. — Мы все понимаем, что на рынке дефицит кадров, в частности водителей. Перевозчики будут прибегать к тем, кто желает подработать, просто затем, чтобы не простаивали машины. Ведь мало у кого они в собственности, в основном все куплены с привлечением кредитных средств или в лизинг.
Екатерина Станкевич начала вести мониторинг цен на услуги такси с июля, чтобы проследить их рост после 1 ноября. В среднем наблюдается плюс 20% к прежней стоимости. Больше всего подорожали поездки на короткие дистанции.
— «Короткое плечо» увеличилось в цене на 40%. Приведу пример. Если раньше из Боровлян до «Экспобела» можно было доехать за 7—8 рублей, то сейчас сумма выросла почти в два раза. Маршрут свыше 7—8 километров будет дешевле. Из тех же Боровлян до Серебрянки я до 1 ноября доезжала за 34 рубля, сейчас — за 36. Небольшая разница.
Таксисты в свою очередь радуются, что исчезли заказы «от магазина до дома», расстояние между которыми от силы метров триста. Сейчас они стали в разы дороже и люди предпочитают пройтись пешком.
В целом прогноз по ценам оптимистичный. Екатерина Станкевич уверена: скоро освободившуюся нишу займут те, кто захочет войти на этот рынок и играть по законным правилам, либо крупные перевозчики примутся расширять свой автопарк. Таким образом, уже к январю увидим, что цены выше летних на 5—7%, а в следующем году они ещё упадут.
Вместо таксистов-нелегалов — иностранцы
Вошли в реестр — стали прозрачны для контролирующих органов. Не начнётся ли теперь усиленный контроль со стороны Транспортной инспекции за такими участниками рынка? Это один актуальных из вопросов, который задают перевозчики, говорит Екатерина Станкевич:
— Сейчас все действия контролирующих органов будут нацелены не на карательные действия. Никто не будет доставать шашку и всех наказывать. Все усилия направлены на то, чтобы победить «серую» часть рынка и порядочные перевозчики могли нормально работать.
Помимо этого, стоит вопрос трудовой миграции. Периодически водителями такси выступают выходцы из стран Ближнего Востока.
— Понятно, что водителей не хватает и работодатели привлекают мигрантов. Но это не должно быть во вред нашим людям и качеству сервиса. Как-то я столкнулась с таксистом-арабом, который не говорил по-русски. Представьте: если ребёнка отправить с таким шофёром, он даже не сможет объяснить, где его высадил, в случае чего.
О данной проблеме говорят и водители, и пассажиры. Денис, работающий в «Яндексе», отмечает, что после 1 ноября наблюдается прямо-таки нашествие нерусских водителей.
— Место белорусов, трудящихся в такси нелегально, заняли иностранцы. «Яндекс» часто отдаёт им заказы. Пассажиры жалуются уже не на цены, плюс те потихоньку начинают падать, а именно на темнокожих за рулём. И тому есть объективные причины: такие шофёры резко водят, не знают город, нарушают правила дорожного движения. Всё чаще от людей я слышу вопрос: «Что у вас там в „Яндексе“ произошло?» И не знаешь, что им отвечать...