Площадка по продаже конфискованных авто существует в Бресте уже много лет. Но, пожалуй, впервые на улице Городской, 56 столь тоскливо: не столько от недостатка покупателей (их здесь, как правило, единицы), сколько от выставленных на продажу «раритетов», пишет «Автобизнес».
Многие из них не просто в почтенном возрасте, но имеют многочисленные изъяны на «теле» и глубоко проникающие деформации внутри всего «организма». Сколы, вмятины, царапины – еще полбеды. Куда хуже и депрессивнее выглядят изъеденные коррозией кузова, оторванные провода и битые стекла. Это мы еще под днище не заглядывали!
Спущенные шины, ржавые тормозные диски, кузова, подпертые кирпичами… Многие машины на площадке выглядят ну очень грустно. А если подойти к ним поближе, то и вовсе в депрессию можно впасть. Подобные экземпляры в основном могут подойти либо на запчасти, либо в лучшем случае для езды на дачу и на рыбалку – при том, что вложить в ремонт такого авто придется не меньше, если не больше, чем его стартовая цена.
Mercedes-Benz E320 1988 года начальной стоимостью 1553 рубля. Заявленный пробег – 600 тыс. км. Авто оснащено «механикой» и двухлитровым дизелем. Если верить описанию, двигатель запускается, поэтому можно считать, что авто на ходу. Общее состояние удовлетворительное: салон потерт и загрязнен, кузов крашен, есть следы коррозии. Аккумулятор полностью разряжен.
Renault Safrane на шесть лет моложе. 2,2-литровый бензиновый двигатель все еще живой и, возможно, повозит нового владельца какое-то время. Пробег составляет без малого 280 тыс. км. Даже АКБ не требует замены!
Еще один «француз» на площадке – Peugeot 806, выпущенный в 1993 году. «Механика», 2,1-литровый дизель – всё при нем. Кузов изрядно потрепан временем и жизнью: по факту превращен в ржавое решето. Однако авто заводится и даже передвигается своим ходом. Его стартовая цена – 1168 рублей.
Opel Vectra 1997 года не выглядит, как автомобиль на ходу, но описание гласит, что именно таким он и является. Стоимость такой машины из частных рук начинается от 1000 долларов, но «Вектру» из конфиската оценивают в 1480 руб., или около $430 в эквиваленте.
Всего на площадке выставлено около двух десятков машин – их возраст от 12 до 44 лет. Прибывает сюда в основном конфискат таможни за контрабанду либо автомобили, обращенные в доход государства за повторное вождение в нетрезвом виде. В последнее время машин, конфискованных за «пьянку», говорят, поубавилось.
Цену определяют эксперты-оценщики. Далее машину выставляют на аукцион (в виде электронных торгов), который проводится раз в 3–4 дня. Если машиной никто не заинтересовался в течение двух аукционов, ее стоимость снижается на 5% от начальной цены. Переоценки происходят до тех пор, пока цена не опустится на 80% от первоначальной, после чего решается: либо дальше снижать цену, либо отправить авто в утиль. Например, не единожды переоцененный «Рено» 19 (1987 г.в. ) предлагают всего за 344 рубля. Состояние его довольно удручающее.
Как проходит аукцион?
Понятно, что самые «смешные» цены – на машины, от которых порой хочется заплакать. С учетом технического состояния авто и других факторов цена может опускаться ниже рыночной. Но, поскольку все автомобили в конфискате продаются только посредством аукциона, нередко итоговая стоимость становится даже выше. При участии нескольких человек срабатывает некоторый азарт. К примеру, пару недель назад цена на 20-летний Passat B5 поднялась почти в три раза: с 1348 до 4875 рублей, и седан был успешно продан. Но даже если автомобиль захочет приобрести один покупатель, его начальная стоимость по правилам аукциона все равно вырастет на один шаг – на 5%.
«Как правило, цены на большинство автомобилей ниже среднерыночных, а любые существенные недостатки машины не маскируются, чтобы будущий владелец мог увидеть и оценить ее реальное состояние», – подчеркивают сотрудники ТД «Восточный», которому принадлежит площадка по продаже автоконфиската.
По словам специалистов, машины продаются в том виде, какой есть, однако проводится и небольшая предпродажная подготовка: убирается мусор, подкачиваются колеса, при необходимости прикрепляют отвалившийся бампер. Будущий покупатель может ознакомиться с решением компетентного органа, оценить авто на месте, завести его, но в тест-драйве как на территории площадки, так и за ее пределами ему точно откажут. Таковы правила, по которым, однако, никто не запрещает прийти со своим специалистом и даже провести компьютерную диагностику на площадке.
Поставить на учет автомобиль, купленный здесь, можно в общем порядке. Покупателю выдается счет-справка, где указана цена, по которой автомобиль продан, и решение органа, в котором написано, за что он был конфискован. Но есть один нюанс: если у автомобиля перебит номер кузова, то при регистрации в техпаспорте делается отметка: «Без права отчуждения в течение трех лет». «То есть продать или подарить его некоторое время человек не может. Также такой автомобиль не имеет права выезжать за пределы страны», – предупреждают специалисты торгового дома.
Для участия необходимо за час до торгов зарегистрироваться и заплатить задаток в размере 10% стоимости лота. После этого покупатель имеет право принять участие в аукционе. Если зарегистрированный покупатель торги не выигрывает, задаток возвращается.