Во что выльется конечному потребителю увеличение ставок утилизационного сбора в Беларуси?
В связи с грядущим увеличением утильсбора, которое регламентировано постановлением Совета Министров Беларуси №185, у автовладельцев и продавцов возникает много вопросов, как это отразится на конечном потребителе и, разумеется, на автомобильном рынке Беларуси в целом. ABW.BY обратился за консультацией к заместителю директора компании Westmotors ( ООО «ЗападМоторс») Максиму Пархимовичу.
– Максим, начну с вопроса, насколько было ожидаемо повышение утилизационного сбора в Беларуси?
– В узких кругах тех, кто занимался продажей автомобилей, слухи об этом ходили уже достаточно давно. Еще, наверное, с осени прошлого года появлялась информация о том, что документ находится в стадии согласования и что утильсбор повысится. Естественно, всё было только на уровне догадок, конкретных цифр никто не озвучивал.
Вопрос был еще и в том, кого коснется повышение ставок сбора: будет ли он увеличен для легковых автомобилей физических лиц или только легковых авто, ввозимых юрлицами, или только грузовых автомобилей для всех «физиков» и «юриков».
Знали, что это произойдет, но не знали когда и что изменится. При этом все были уверены, что утилизационный сбор повысится. После принятия решения по увеличенному утильсбору в России уверенность в изменениях только укрепилась. Снова-таки на уровне слухов предполагали, что могут изменить порядок взимания утильсбора по аналогии с Россией с привязкой к категории «для личного пользования» (в РФ этот срок составляет один год) – так называемый «коммерческий» утильсбор. В Беларуси понятие «для личного пользования» в настоящее время не имеет временных рамок. Официальные дилеры и представители автопроизводителей ратовали за такую привязку.
– Изменилось ли что-то для физических лиц?
Для физлиц ставки утильсбора не изменились. А для тех, кто возит автомобили старше 7 лет, он стал даже меньше: сейчас на все авто старше 3 лет утильсбор одинаковый – 816,7 рубля (ранее за автомобиль старше 7 лет нужно было заплатить 1225,1 рубля). А вот клиенты официальных продавцов оказались в числе пострадавших, потому что будут вынуждены платить больше.
Также пострадают и юридические лица, которые до вступления в действие Постановления правительства №185 не успеют ввезти в страну автомобили, которые уже выкуплены у производителей или зарубежных поставщиков и находятся в пути. Задержки в пути чреваты серьезными издержками. Если машина продана клиенту на условиях предоплаты, они просто могут уйти в минус. Ну и, конечные, потребители также пострадают.
– То есть сейчас цены на новые автомобили и авто, ввезенные через юридические лица, взлетят вверх? Не захотят ли «физики» также увеличить цены?
– Прежде всего вырастут цены на всё, что привозится официально и по параллельному импорту. И это удар в первую очередь по бизнесу: по премиум-сегменту и коммерческой технике. Что касается цен на автомобили «с рук», то цены не должны вырасти существенно. Одна из причин – рынок подержанных авто сейчас перенасыщен свежепригнанными автомобилями, количество объявлений о продаже б/у авто растет, а емкость рынка остается прежней. Если частный продавец увеличит цену, его автомобиль будет продаваться дольше. И маловероятно, что все продавцы одномоментно договорятся о повышении цен.
Самое большое потрясение у тех, кто планировал покупать автомобиль на юрлицо с НДС (не важно, у официальных дилеров или по параллельному импорту), потому что именно для этой категории покупателей автомобили существенно подорожают.
– В какую сумму может вылиться изменение ставок утильсбора?
– Давайте посчитаем. Для примера возьмем самый проходной сегмент рынка: автомобили до 3 лет с объемом двигателя от 2 до 3 литров. В новом постановлении для этой категории легковых автомобилей указана сумма утилизационного сбора 32 727 рублей, до этого было 9652 рубля. В итоге +23 075 рублей – увеличение почти в 2,4 раза.
Для легковых автомобилей старше 3 лет с таким же объемом двигателя ставка выросла до 49 578 рублей, в итоге повысившись для авто от 3 до 7 лет почти втрое (была 17 554 рубля), старше 7 лет – почти в 2 раза (была 26 332 рубля).
– То есть удорожание неизбежно?
– Понятно, что компании, продающие автомобили, не будут дотировать из своей прибыли повышение ставок утильсбора, которая и так ограничена законодательством. Фактически увеличится себестоимость машины, в которую, помимо всего, входит масса других затрат импортера
– Получается, официальный рынок подержанных авто схлопнется?
– Полагаю, что до этого не дойдет. Просто компании, которые занимались привозом авто, изменят схему своей работы. Возможно, сейчас автомобиль будет пригоняться под конкретного заказчика с последующей растаможкой на физическое лицо. Также одним из вариантов может быть реализация автомобилей с таможенного склада, при которой утилизационный сбор будет уплачивать конечный покупатель.
Такие схемы удешевят автомобили для физических лиц, но для «юриков» такая схема не сработает, поэтому повышение утильсбора особенно болезненным станет для юридических лиц – покупателей автомобилей. А это, помимо легковых автомобилей, весь грузовой и спецтранспорт, микроавтобусы, фургоны… Их и так было дорого привозить, а сейчас стало еще дороже. Если для физлица есть еще возможность в каких-то случаях использовать льготу по 140-му указу, то у юрлиц такой возможности, естественно, нет.
Для грузовых автомобилей ставки утильсбора и для физических, и для юридических лиц одинаковые. Для грузовых авто от 2,5 до 3, 5 т ставка выросла почти в 3 раза: с 6534 до 18 653 рублей, для малотоннажных грузовиков (не более 2,5 т) – более чем в 4 раза: с 4083 до 17 316 рублей.
– Можно ли полагать, что такая мера принята для защиты отечественных автопроизводителей?
– Если иметь в виду производства легковых автомобилей, то это возможно. Но если мы говорим о производстве коммерческой техники (в частности, малотоннажных грузовиков), того, что сейчас производится в Беларуси в этом сегменте, крайне мало для наполнения рынка.
– С чем мы можем столкнуться в самое ближайшее время в сегменте продаж грузовой техники?
– Все коммерческие автомобили подорожают, а сейчас дилеры смогут полностью распродать все складские запасы, потому что новые партии, которые прибудут в апреле, будут уже по новым ценам. Будут ли продаваться коммерческие авто по новым ценам? Однозначно, будут. Но, возможно, в меньшем объеме, потому что предложение в этом сегменте от внутренних производителей будет ограниченным.
– Как считаете, могут ли цены увеличиться уже сейчас?
– Конечно, продавцы могут поднять цены в преддверии тотального повышения после 28 марта, но в законодательстве предусмотрен ценовой барьер, до конца марта существенно цены не вырастут. Вряд ли дилеры станут переписывать ценники на автомобили, ввезенные ранее.
– Полагаю, может встать вопрос целесообразности ввоза автомобилей по параллельному импорту.
– С уходом многих официальных дилеров рынок скукожился, но автомобили этих брендов продолжали ввозить по «серым» схемам параллельного импорта. И в связи с возникновением существенных дополнительных финансовых обременений действительно многие могут задаться вопросом о целесообразности такой деятельности.
Сейчас будет интересно понаблюдать, как рынок отреагирует на повышение ставок утилизационного сбора. Пока рынок легковых авто перенасыщен, сильного роста цен, полагаю, не будет. И существенное повышении цены продавцом-частником будет свидетельствовать лишь о том, что он «под шумок» решил увеличить свою маржу от продажи автомобиля.
P.S.: Пока готовилась эта статья, ABW.BY стало известно, что некоторые белорусские дилеры уже начали корректировку своих рекламных кампаний с учетом изменившихся условий ценообразования.