Услуги сертифицированного косметолога в Бресте. Подробнее ...

Директор Брестского технопарка Дмитрий Макарук – о перспективах внедрения «умных» технологий и о том, что тормозит цифровизацию в Беларуси

07.02.2022 22:24
Общество

Дмитрий Георгиевич, вы только что вернулись из Дубая, где презентовали проект «Smart Brest», который обещает стать самым масштабным для нашего региона в части инвестиций и будущего инноваций. Наметились ли какие-то горизонты после поездки? Можно ли уже очертить условную дату начала реализации этого проекта? Подробности передает «Вечерний Брест».

Фото

– Могу сказать, что интерес к этому проекту есть. И, в общем-то, мы поехали в правильном направлении. Поскольку Дубай – город строителей, город, где используются новейшие строительные технологии. Современные гостиницы там уже оснащены всевозможными «умными» гаджетами. Те контакты, которые удалось установить, позволят нам, во-первых, максимально приблизиться к пониманию того, что еще необходимо доделать, а во-вторых, непосредственно приступить к реализации. О каких-то конкретных сроках говорить преждевременно. Думаю, что этот год уйдет на доработку, дошлифовку. С тем, чтобы уже в ближайшие два-три года можно было выходить на начальную стадию реализации.

Общая сумма инвестиций в «Smart Brest» сильно изменилась? Кажется, первоначально вы говорили о полутора миллиардах долларов.

– Да, эта цифра значительно вырастет. Но здесь надо понимать, что должна расшириться и география реализации проекта. В этот научно-производственный кластер мы планируем включить уже не только территорию, непосредственно прилегающую к технопарку и относящуюся к т.наз. промышленной зоне вдоль улиц Московской и Янки Купалы, но и площадку за ЦУМом, а также территорию, примыкающую к Каменецкому кольцу, где ранее планировалось строить футбольный стадион для «Динамо».

Но опять же, надо понимать, что речь не идет о бюджетных вливаниях. Речь о том, чтобы создать условия, максимально выгодные и удобные для потенциальных инвесторов, которые могут прийти откуда угодно, не обязательно с Ближнего Востока. Это могут быть компании из Европы, Китая, России. Так что шансы у нас есть, и достаточно неплохие.

Что в краткосрочной перспективе? Каким вы видите Брестский технопарк, скажем, через год?

– В этом году у нас однозначно будет расширение. Монтажные и отделочные работы уже вышли на финишную прямую. Мы прирастем тремя этажами большого корпуса плюс два технических. На одном из основных этажей будут офисные помещения для резидентов, на одном – производственные, и еще один этаж – 50 на 50. Таким образом, число резидентов, думаю, перевалит за сотню, сегодня их около шестидесяти. Но дело даже не столько в количестве, сколько в тех возможностях, которые появятся благодаря новым площадям. На сегодня у нас уже фактически закуплены семь комплексов производственного оборудования, которые будут использоваться резидентами для металлообработки, проектирования, визуализации, промышленной маркировки и других. Кроме того, мы создаем большой общий портал, который поможет нашим резидентам заниматься продвижением своих товаров и услуг. Он заработает уже в самое ближайшее время. И еще одно важное направление, которым мы теперь занимаемся, это собственное продвижение, если так можно сказать, в молодежной среде. Не только среди студентов, но и школьников. К концу этого года будет завершено создание мобильного технопарка, на базе полуприцепа – там разместится оборудование по робототехнике, 3D-печати и прочее, которое можно будет перевозить по всем городам и районам Брестской области и демонстрировать его учащимся школ. Все это направлено на популяризацию «умных» технологий в молодежной и ученической среде.

Насколько эти «умные» технологии, созданные в том числе вашими резидентами, применяются в повседневной жизни? На примере Бреста это можно как-то показать?

– Разумеется. У нас, к примеру, есть два успешных резидента, которые разрабатывают программное обеспечение для системы здравоохранения. Это компании «Белинновации» и «Компьютерные информационные системы». Их программный продукт нашел свое применение в новых поликлиниках, которые открылись совсем недавно в Юго-Западном микрорайоне. Активно внедряют технологии «Индустрии-4.0» ведущие наши предприятия – «Санта», «Савушкин продукт» и другие. Это фактически безлюдные производства, где роль человека за конвейером не просто минимальна, а вообще отсутствует.

На ваш взгляд, роботы и вообще искусственный интеллект смогут заменить человека в таких направлениях, как медицина, культура, образование?

– Да, и опасаться тут нечего. Когда-то точно так же опасались интернета и социальных сетей. Слава Богу, эволюцию это не остановило. Думаю, не остановит и теперь. С развитием искусственного интеллекта, нейронных сетей и т.д. удается значительно повышать качество жизни. Это главное. Здесь важно, конечно, направить «умные» технологии в нужное русло, сделать их удобными, полезными для людей. К примеру, японцы используют робота-сиделку, который помогает пожилым людям физически и может с ними общаться на уровне эмоций. И таких примеров очень много.

Дмитрий Георгиевич, если верить американской платформе онлайн-образования «Coursera», Беларусь – европейский лидер по уровню навыков в сфере информационных технологий. В мире по этому показателю нас обошла только Япония, которую вы упомянули. Но вот по части внедрения «умных» технологий в таких областях, как среднее и высшее образование, производство, не говоря уже о бытовой сфере, мы отнюдь не впереди планеты всей. Почему? Что мешает, на ваш взгляд, более активно применять те же планшеты и ноутбуки в школах?

– Наверное, сомнения самих педагогов и чиновников в том, что это может быть полезным. В Китае, где мне приходилось бывать, пошли далеко вперед в этом плане. Там каждый ребенок средних классов, изучая, к примеру, физику, вполне может сам для себя провести урок при помощи программы дополненной реальности. И это дает хорошие результаты. Что касается производства, к сожалению, около двух третей руководителей наших предприятий (если верить опросам) не знают и не понимают, что такое цифровизация. Но те, кто ее освоил, уже осознают: без внедрения информационных технологий их продукция будет неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. Такова реальность.

Как может отразиться миграция, переезд за рубеж айтишников из Беларуси, а также возможные изменения политики государства в этом направлении на перспективах IT-сектора?

– Откровенно говоря, я не думаю, что здесь что-то сильно изменится. Ведь этот рынок очень емкий, и глобальные тренды не остановить. С одной стороны, я согласен с Аркадием Добкиным, главой всемирно известной компании «EPAM Systems» (кстати, ее представительство продолжает успешно работать в Бресте), когда он говорит: если даже в два раза увеличить количество людей в нашей компании, они все равно не справятся с потоком заказов. А с другой – для них важно понимать, чего хочет работодатель. От этого многое будет зависеть, а не от того, где, условно говоря, находится разработчик программного продукта – в брестском офисе на Московской или где-нибудь на островах. Главное, чтобы сами потенциальные заказчики понимали, что им это нужно, что без этого они уже не выплывут и не переживут, скорее всего, первый ближайшие кризис. На мой взгляд, перспективы наших разработчиков хорошие, где бы они ни находились. Вовлеченность людей в Беларуси в эту сферу огромная, что подчеркивают и приведенные вами данные. То, что кто-то уезжает, ну, это их выбор. Не факт, что многие из них потом не вернутся. Мы же со своей стороны будем создавать в Брестском технопарке максимально возможные условия, чтобы эти люди приходили, работали, двигали вперед нашу экономику и поднимали уровень жизни.

Спасибо, успехов вам.