НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

«Для нас это вариант недорогого удовольствия». Семья из белорусской глубинки строит вездеходы

13.06.2021 20:09
Транспорт

Деревня Юровичи Калинковичского района известна прежде всего своим монастырем и тем, что около нее были найдены древние стоянки людей времен палеолита. А еще там живет семья Жолуд, которая на своем подворье строит интересную и необычную технику.

Валерий служит в местной пожарной части, в свободное от работы время занимается созданием вездеходов и трайков. Говорит, что любовь к технике унаследовал от родителей и привил ее сыновьям, которые ему активно помогают, пишет Автобизнес.

Увлечение с детства

– Когда родители увидели мое увлечение, отправили меня в сельскохозяйственный техникум в Калинковичах. Четыре года отучился, окончил, отслужил в армии. Вернулся и снова взялся за технику. Джипы есть джипы, но решил сделать что-то свое.

Наши машины не для практических задач. Мне хочется проверить технику на прочность, взять броды. Больше спортивный интерес.

Первой моей самоделкой еще в 2000-х годах была BMW на раме УАЗа. Я "скрестил" немецкий комфорт и проходимость советского внедорожника. Эта BMW показала, что она притягивает людей. Они подходили, смотрели, интересовались. Так я начал увлекаться постройкой подобных машин. Одна, вторая, а там уже и дети подрастают. Им что-то предложил попробовать – они втянулись.

Со временем нас начали приглашать на разные мероприятия. Мозырский фестиваль AutoLife, слеты байкеров, на которые ездим с трайками. И себе приятно, и людей радует. Там есть техника по 20 тысяч долларов, но идут фотографироваться к нашим машинам.

Alligator

В народе такие машинки-прототипы называют "котлетами". Этой мы дали имя Alligator. Ассоциации с крокодилом, который идет по бездорожью.

Машина собрана из военного УАЗа. От него мосты и двигатель, но планируем поставить 57-й мотор с BMW. Резина от трактора МТЗ-82 42-го размера – проходимость очень хорошая. Лебедки и все необходимое есть.

Рама самодельная, из квадратной трубы. Все делается для того, чтобы максимально снизить вес. Хочется добиться 1200 килограммов, что очень хорошо для бездорожья. Но здесь оказался лишний вес – в итоге получилось полторы тонны, что немного огорчило, ведь 300 килограммов на бездорожье многое значат.

Машина позволяет погрузиться в воду на полтора метра. Поэтому и воздухозаборник выведен вверх, и глушитель. Глушитель – на основе своего неприятного опыта. Когда машина стоит в воде, а выхлопная снизу – она не глохнет, но все газы начинают идти в салон, ты этим дышишь. На другой машине, которую мы назвали Kaiser, я в свое время заехал в воду, надышался выхлопом, а когда вышел – потерял сознание.

Поэтому для преодоления бродов все делается максимально высоко и максимально просто, чтобы вода как пришла внутрь, так и ушла.

Мосты заблокированы. Все примитивное, легкое в обслуживании. Резина от трактора жестковата, поэтому приходится нарезать протектор, чтобы она была пластичной.

Король дорог

Это тот самый Kaiser – король дорог. Снизу это ЗиЛ, мотор тоже от него, резина от БТР. Сверху, понятно, Citroёn XM. Крылья и арки увеличивали с помощью стекловолокна. Для бездорожья это тяжеловатая машина.

Трайк сыновей

Сыновья захотели сделать трайк. Двигатель, коробка передач и задний мост – от "жигулей", колеса – от "семерки" BMW. Они намного больше жигулевских, поэтому "бежит" эта штука очень быстро.

Вилка с МТ, плюс какая-то более-менее дизайнерская работа.

"Мне терять нечего"

Этот кастом сделан по мотивам человеческого скелета: кости, череп. Плюс рыцарский щит. Он также строился для бездорожья, поэтому на нем стоит мощная широкая резина. Дизельный двигатель объемом 2,4 литра и коробка передач взяты от буса Mercedes, "раздатка" – от УАЗа. А чтобы, засадив, его можно было вытянуть, поставлена лебедка.

Для меня этот проект был проверкой на прочность: смогу ли я сделать что-то дизайнерское? Решил поместить вперед череп и рыцарский щит. Они нужны не только для красоты, но и для веса спереди, потому что на подъемах трайк норовил встать на дыбы. А щит расцениваю как защиту от негатива, потому что с костями и черепами шутить нельзя.

Я ездил на нем на мероприятие калинковичского мотоклуба "8 регион", где надо было проехать 80 километров по полному бездорожью с болотистыми местами и т.д. Он показал себя хорошо.

Сзади на нем написано "Мне терять нечего". Он задумывался как трайк из прошлого, поэтому так.

"Гризли"

Это багги. Нам хотелось сделать нечто близкое к тому, что делают американцы, но достичь таких высот тяжело. Его мы прозвали "Гризли", потому что здесь стоит очень мощная резина с комбайна. Проходимость у него сумасшедшая, даже вплавь идет.

Мосты отечественные, от ЗиЛ-157. Они тихоходные, им не нужны блокировки. Коробка передач и двигатель тоже от Mercedes. Мотор шестилитровый 150-сильный, в данный момент он вышел из строя, мы его ремонтируем. Кроме того, здесь применяется гидравлика, в том числе для привода лебедки.

Ratrod

Этот ratrod я строил со старшим сыном, когда ему было 14 лет. Предложил сделать проект под ретроавтомобиль, как в 1937 году делали Ford полностью на рессорах и колесах со спицами. Но когда начали работу, я понял, что колеса на спицах – это опасно. Да и дорого. Решили смешать два стиля, ретро и более-менее современный. Поэтому двигатель открытый, рессорная подвеска, деревянный корпус под красное дерево.

Панель прямая, приборы под старину, руль. Двигатель с "Москвича-408". С него все и началось. Мне предложили этот мотор – и дальше произошла вот такая фантазия.

Каждому – свое: одним нравится руль, другие говорят, что красное дерево как в старых шкафах, детям нравятся дудки, кому-то – аэрография. На мероприятии AutoLife в Калинковичах мы заняли с этим проектом первое место.

"Эти аппараты себя никогда не окупят"

В деньгах сложно посчитать, что сколько стоило. Конкретно ratrod обошелся примерно в 500 долларов. А за победу на фестивале мы получили набор инструмента. Приятно, когда и себе, и людям нравится, но финансово эти аппараты себя никогда не окупят. Хотя недавно один hotrod мы продали и даже заработали.

Проблема в том, что и покупателей на такие проекты единицы, и поставить на учет эти машины невозможно. По дорогам общего пользования на них ездить нельзя, только возить на лафете. Из-за этого приходится отказываться от многих приглашений на мероприятия, потому что нет возможности транспортировать технику.

Хотя многие мне говорят, что надо активнее продвигать свой товар: вовремя сфотографировать, вовремя выложить, красиво рассказать.

Жизнь в деревне накладывает свои ограничения. Хотели построить машину для дрифта, но остановились, потому что мотор с BMW не функционирует. Все понимаю в двигателях внутреннего сгорания, но тут ни в какую. Нужен диагност, а он в городе за 40 километров и ехать ради этого сюда не хочет.

Имея большие деньги, имеешь и совсем другие интересы. Но мы живем в сельской местности, доходы здесь небольшие, поэтому у нас такой простой вариант недорогого удовольствия.

Источник: Автобизнес