"Документ сыроват". Эксперты — о нестыковках в тарифах на ЖКУ, на которые хотят перейти в 2018 году

16.10.2017 12:26

Правительство настраивает белорусов на то, что уже в 2018 году придется платить за жилищно-коммунальные услуги по полному тарифу (кроме отопления). Со следующего года хотят также пересмотреть тарифы на ЖКУ. Эксперты прокомментировали, насколько обоснованы тарифы, которые могут появиться в Беларуси.

Напомним, в разработанном проекте документа «Тарифная тетрадь» прописаны тарифы, которые предлагаю ввести 1 января следующего года. К примеру, хотят снизить цены на отопление в «пустом» жилье и поднять для всех за перерасход воды, а также ввести дифференцированные тарифы на уборку подъездов, которые будут зависеть не только от перечня оказываемых услуг и периодичности их выполнения, но и от количества этажей в жилом доме. Проект документа был разослан в бизнес-союзы для согласования и сбора предложений. 

Документ сыроват

«Тарифная тетрадь», по мнению специалистов Республиканской конфедерации предпринимательства, которые получили проект документа для ознакомления и внесения предложений и замечаний, «сыроват и требует технической проработки». Конфедерация направила письмо с замечаниями и предложениями в МАРТ и Совмин и выступила за создание рабочей группы, которая бы занялась доработкой документа.

«Нужны просчеты по каждому тарифу, необходимо экспертное мнение технических специалистов, а не только бизнес-сообщества и госорганов. На наш взгляд, проект документа имеет концептуальный характер и не содержит революционных идей. Его подходы обсуждаемы, но делать это надо профессионально», — отметил в комментарии для Naviny.by представитель Республиканской конфедерации предпринимательства Андрей Старжинский.

Собеседник Naviny.by отметил, что Республиканская конфедерация предпринимательства обратила внимание на существующие нестыковки в документе и недостаточную обоснованность некоторых тарифов. Например, оплату за техническое обслуживание лифта планируется ввести с повышающим коэффициентом для тех, кто живет выше девятого этажа.

«Возникает вопрос, почему определены эти этажи, а не другие. Основной вопрос — формирование себестоимости коммунальных услуг. От того, как считается себестоимость, что вкладывается в нее, зависят и тарифы, и размеры субсидий для населения. Это концептуальный вопрос. Мы выступаем за взвешенный обоснованный подход. Любое решение, которое прорабатывается правительством и вносится в нормативно-правовой акт, должно быть обосновано. Если исходить из идеологии или чьего-то желания, результата не будет. Обсуждение и решение не должно монополизироваться или политизироваться, а исходить из экономической и технической обоснованности», — сказал Андрей Старжинский.

При этом, по его мнению, страна «никуда не денется от постепенного увеличения тарифов на услуги ЖКХ, это объективная реальность».

Другой вопрос — как это делать: «Если подойти взвешенно, с учетом реалий экономики, экономии и материального положения жителей страны, это может быть хороший вариант для населения. Этот подход должен быть обоснован экономически. Ведь ошибиться очень просто. Мы считаем, что направление задано правильно, но надо проработать содержание каждого тарифа».

Прогрессивное направление

Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Калёнов считает дифференциацию, которая предлагается «Тарифной тетрадью», прогрессивным явлением.

В частности, сегодня техническое обслуживание считается по среднему по стране тарифу, при том, что дома разные. В одном затраты на техобслуживание меньше, в другом больше.

Геннадий Калёнов также считает, что введение повышающих коэффициентов на ряд услуг в зависимости от площади жилья также оправдано: «С одной стороны, коэффициенты устанавливаются вручную, это проблема ручного управления. С другой, в 100% тарифа входит только себестоимость, но не прибыль за оказание услуги».

То есть, поясняет эксперт, повышающий коэффициент на услуги для тех квартир, где, например, никто не зарегистрирован — это отказ государства поддерживать владельцев нескольких квартир: «Почему государство за счет бюджета должно доплачивать за коммунальные услуги тем, кто имеет в собственности несколько квартир?»

Что касается дифференциация тарифов на теплоснабжение в зависимости от наличия индивидуальных приборов учета тепла и энергоэффективности жилого дома, то здесь в аутсайдерах окажутся те, кто живет в старых домах.

Значительная часть жилого фонда Беларуси конструктивно не приспособлена к установке приборов учета тепла, ведь около 70% жилых домов были построены до 1994 года. Многие из старых многоэтажек имеют встроенную в стены отопительную систему, не предполагающую установку индивидуальных приборов регулирования и учета тепла. А для реконструкции систем отопления таких домов нужны гигантские средства.

В наших тарифах слишком много составляющих

По мнению заместителя председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгия Грица, «Тарифная тетрадь» — «документ очень серьезный, в нем видна логика и видны перспективы развития тарифной политики в сфере ЖКХ в изменяющихся условиях».

«Так, почти каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет возможность выбрать, как ему пользоваться теми или иными благами, закрыть или открыть вентиль на водопроводном кране или батарее, как это давно принято на Западе», — отметил Гриц.

Между тем исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Калёнов считает правильной попытку внедрить методы экономического стимулирования, но исполнение инициативы вызывает у него вопросы.

Главная претензия — к принципам подсчета стоимости коммунальных услуг, для чего используется слишком много составляющих:

«То у нас дети до семи лет учитываются каким-то образом при подсчете платы за услуги, то общее количество зарегистрированных, то этажность, то вводятся коэффициенты. Это сложно проверяется и высчитывается, это меняющиеся величины. В странах ЕС, России, Украине подсчет проще и исходит из того, что площадь квартиры используется в определении доли собственника в общем имуществе совместного домовладения. Оплата стоимости услуг и содержания общего имущества происходит по доле собственника в общем имуществе, которая является более постоянной величиной. Это создает прозрачность для проверки. В Беларуси оплата производится по количеству зарегистрированных, и десятку иных факторов, которые каждый месяц меняются. Сложно разобраться, а перепроверить практически невозможно», — пояснил Геннадий Калёнов.

Эксперт не считает существующую систему тарификации услуг ЖКХ способом защиты уязвимых слоев населения: «Если мы платим по количеству зарегистрированных за ту или иную услугу, то как раз те, кто в большом количестве ютятся на малой площади, становятся более уязвимыми, чем те, кто в одиночку проживает на большой. Социальная забота слабо усматривается в нашей системе подсчета тарифов. Более того, субсидирование тарифов поддерживает всех, а не уязвимые слои населения».

Геннадий Калёнов отметил, что в сегодняшних условиях важно искать баланс: «Если, например, повысить тариф на теплоэнергию в пять раз, население не поймет. Цена должна быть такой, чтобы люди были заинтересованы, например, утеплять дома, ставить приборы учета. Однако задача государства — создать механизмы, которые позволили бы это делать. Например, могут открываться кредитные линии в банках под эти цели».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY / иллюстрация
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Комментариев: 0
Популярные новости

Интересно