Журналисты av.by часто ездят в регионы — искать легендарные, редкие и хорошо сохранившиеся машины. Однако порой белорусы и сами зазывают команду портала в гости. Так, могилевчанин Виталий в своём письме упомянул, что владеет ГАЗ М-20 «Победа» 1954 года выпуска. Мы не колебались и в преддверии главного майского праздника отправились знакомиться с хозяином, восстановившим советскую классику.
«Изначально искал „21-ю“ Волгу»
С владельцем 70-летнего ГАЗ М-20 «Победа» встречаемся незадолго до больших майских выходных, чтобы выпустить материал аккурат в праздничный день. Погода тоже была на нашей стороне.
— В какой момент у вас появился даже не сам автомобиль, а идея владения им?
— Изначально я засматривался на ГАЗ М-21 «Волга», когда возникла возможность купить что-то для отвлечения от работы. Одним словом, подбирал хобби. Для меня «двадцать первая» возглавляла личный список предпочтений: машина из советской эпохи, одно из первых авто, массово выпускавшихся после Великой отечественной войны. Хотя ГАЗ М-20 производить всё-таки стали раньше, в моём подсознании именно «Волга» виделась интересной.
— Встречались как варианты под восстановление, так и готовые проекты, но в рамках имевшегося тогда бюджета. Правда, не подозревал, что он увеличится в разы! — с улыбкой отмечает наш собеседник. — Случайно нашёл объявление в Бобруйске, а мой лучший друг Игорь в тот же день ехал в этот город. Совпадение или судьба? Он прибыл на осмотр, записал мне видео, на что я ответил: «Берём!» Оставили залог, а на следующий день отправился забирать.
Напомним, ГАЗ М-20 «Победа» выпускался с 1946 по 1958 год, и с конвейера Горьковского автомобильного завода сошло 241 497 единиц. Свет увидели три производственные серии.
«Победа» относится к фастбэкам или седанам, хотя создавались версии и с открытой крышей — конечно, если не вспоминать обилие мелкосерийных вариантов модели. Кузов — несущий цельнометаллический, а при изготовлении применялась сталь толщиной от 0,8 до 2,0 мм.
Массовые модели оборудовали 50-сильными бензиновыми двигателями с рабочим объёмом 2,12 литра. Это четырёхтактный карбюраторный мотор на четыре цилиндра.
В пару к ДВС устанавливалась механическая трёхступенчатая трансмиссия. Её рычаг переключения сперва располагался на полу, однако в пятидесятых принялись использовать коробку от ЗИМа, и селектор сделали подрулевым.
Именно М-20 стал первым ГАЗом с независимой пружинной передней подвеской и гидравлическими тормозами (один из «пионеров» в этом плане в СССР). Схему ходовой позаимствовали у Opel Kapitan. Конструкция на задней оси была традиционной для тех лет: жёсткая балка моста на продольных полуэллиптических рессорах.
«Заводился, но ездить на нём не рекомендовалось»
— Разумеется, состояние вживую сильно отличалось от представленного на видеозаписи, — продолжает собеседник. — При личном осмотре понял, насколько серьёзный фронт работ передо мной. На эвакуаторе «Победу» довезли до Могилёва. Думал, с чего конкретно начать: в некоторых сервисах отказывали, так как занимаются только свежими автомобилями.
— А машина была на ходу? — интересуемся у белоруса.
— ГАЗ М-20 заводился, но ездить на нём не рекомендовалось. Когда нашёл станцию техобслуживания, где работали более подкованные в плане ремонта ретромашин ребята, первое, что они мне показали, — обнаруженную в двигателе эмульсию. «Доехал — повезло!» — сказали мастера. Для понимания: от гаража до СТО, куда я ставил «Победу», было всего лишь 500 метров.
— Надо сказать, сейчас найти двигатель целиком значительно проще. Прежде всего, уже состою в клубах владельцев ретроавтомобилей, да и интернет-площадки с объявлениями развиваются стремительнее — есть выбор, предложения.
— Первой задачей стала реанимация «движка». Не тормозов, не кузова, не салона — важнее было, чтобы машина заводилась и безопасно ехала. Приступили к поиску мотора, после чего последовало восстановление стартера, генератора… Всё-таки даже купленные запчасти пребывали в полуживом состоянии. Прочищали топливную систему и бензобак (мойка и переварка), бесчисленное количество раз промывали радиатор. Перекладывали топливные магистрали. Покупал также новую оригинальную помпу, стоившую на тот момент 100 долларов.
— В Могилёве нашёл единственного человека, который берётся за старые карбюраторы. Очень грамотный специалист! Правда, он сразу спросил, как именно мне настраивать: «Чтобы ехала и экономила или кататься в удовольствие?» Естественно, я выбрал второй вариант. На регулировку ушло около недели. По итогу сейчас машина движется со скоростью потока, почти не отставая от современных автомобилей. Хотя перемещаться комфортно приблизительно на 70—80 км/ч, дальше становится слишком шумно.
— От разных «доноров» досталось много чего. К примеру, одна из машин около 15 лет простояла на улице, от неё продали нам оригинальные 16-дюймовые колёса с дисками. Насколько помню, только резина обошлась в 400 долларов, а стоимость дисков даже потерялась в памяти.
Комплект с оригинальными белыми флипперами (каймой на боковине покрышек) сейчас лежит в гараже — взамен я поставил более новодельные и стильные. Фирменные эмблемы на колёсные диски печатали по заказу на 3D-принтере.
— Зеркала производства США. Их я заказывал отдельно, и обошлись в сумму порядка 200 долларов. Не имитация, а настоящий хромированный металл! Перебрали разные варианты: от двадцать первой и двадцать четвёртой моделей ГАЗа. Но остановился в итоге на американской стилистике.
— Исправную ручку крышки багажника отыскать не удалось, но точь-в-точь подошла от уазика — «Буханки». Многие запчасти такие же, как в ГАЗ М-21 «Волга», благодаря чему получается раздобыть элементы подвески, к примеру, или узлы двигателя. С горем пополам, но находим нужное. В этом один из немногочисленных плюсов «Победы» — унификация с другими легковыми и грузовыми моделями, — считает могилевчанин.
— По заводу не предполагалась лампочка заднего хода — поставили, «аварийку» тоже добавили, вырезав под неё место на панели. Фары установил светодиодные, купив корпуса якобы от «Победы». Правда, друзья на сервисе уже позже сказали, что они от другой модели. Придётся вновь искать и тратить немалые деньги, — вздыхает наш герой. — По сути, из неоригинального — диски, фары, а также магнитола, которую я спрятал в бардачок, и колонки. Остальное старался использовать заводское.
— Обивка дверных карт и сидений перешивалась, разве что крышку сзади обтянул другим материалом (была белой) — решил сделать обстановку уютнее. Получился ретроавтомобиль с современными элементами, позволяющими при желании пользоваться машиной в повседневном ритме. На сегодня итоговый вариант мне нравится. Тем не мнее поменяй колёса и фары — вот тебе оригинал.
Кстати, когда врезали динамики, мастер затупил алмазное сверло — не смог сделать ниши в металле. Представьте себе качество используемой при производстве стали!
«Регламент шприцевания узлов подвески — каждые 500 км»
— Ещё достаточно интересный факт про «Победу» — она вся кривая, причём уже с завода! Попросту такой и должна быть. Хотя сперва были мысли сделать зазоры одинаковыми, а навесные элементы подровнять. Бросил бесполезное занятие… Другую дверь, к примеру, сюда тоже поставить не получится, потому что комплектующие подгоняли под конкретный экземпляр.
— Бытует популярная теория или байка, почему модель получила наименование «Победа». Мол, когда Сталину презентовали машину, её планировали назвать «Родиной». А он и спросил: «Почём родину будете продавать?» Естественно, имя сменили, — с улыбкой пересказывает легенду владелец.
— Первый список необходимых переделок содержал сто позиций — справился. Потому, наверное, на второй год владения я перестал считать вложения. Машина была уже на ходу, с перебранным двигателем и подвеской. В любом случае последовали траты на мелочовку, хотя, предполагаю, общая сумма более чем значительная. Конечно, цель достигнута не на сто процентов, зато показать автомобиль не стыдно. Да и вообще: зачем считать? Нервы будут спокойнее, если этого не делать.
— С учётом того, что эксплуатируете в формате выходного дня, а также участвуете в ретропробегах и выставках, насколько часто обслуживаете «Победу»?
— По регламенту шприцевание всех узлов должно происходить каждые 500 километров. Проехал — будь добр смазать механизмы и элементы. Предусмотрены даже специальные отверстия, куда заливать техжидкость. Масло в двигателе менял прошлой осенью, то есть через полгода снова будет ТО.
Сколько она расходует бензина? Для этой машины совершенно неважно, никогда не задавался целью замерять аппетит. Думаю, 15 литров — запросто! Всё равно в багажнике с собой всегда канистра с топливом на всякий случай.
— Автомобиль с осени простоял в гараже, однако я пришёл, сел и завёл двигатель. Поехал без какой-либо дополнительной подготовки на встречу с вами.
— Вижу, что ваш ГАЗ стоит на учёте. Получается, был полностью комплектным и с документами?
— Да. Проводилась экспертиза Следственного комитета, причём все подтверждения у меня на руках. Машина проходила проверку и получила собственный VIN, правда, пятизначный. Соответственно, есть подтверждающие документы, потому она осовремененная и с госномерами. Всю эту процедуру проходил предыдущий хозяин, который приобретал «Победу» в ещё более плачевном состоянии, но в какой-то момент сдался. А я пошёл почти до конца.
Безусловно, здесь тоже есть к чему приложить руки, однако тогда бюджет машины должен стартовать от 50 тысяч долларов! Сегодня нужно быть очень большим фанатом, чтобы настолько потратиться. Моих вложений хватает для вида и уважения на дороге от других водителей.
— Надо сказать, что привык к характеру ГАЗ М-20 я не сразу, потребовалось время. Тем не менее теперь каждый раз, когда я сажусь за руль, у меня начинает зашкаливать пульс — бурю эмоций вызывает. Словно прошлых путешествий никогда и не было! У меня двое детей, и они просто в восторге от наших поездок на «Победе». Специально для детишек сделал ремни безопасности, хотя они в авто с завода не предусмотрены.
Как только ставлю ГАЗ в гараж, пересаживаясь на свою современную машину, сразу ощущаю, будто что-то не то.
— Вы достаточно много тёплых слов сказали про свою «Победу». Почему сейчас продаёте автомобиль?
— Конечно же, планирую взяться за новый проект. Всё-таки наравне с ГАЗ М-21 «Волга» первоначально рассматривал ещё Mercedes-Benz W126. Тем не менее «Победа» однозначно должна пойти в хорошие руки — такую машину обязан любить хозяин! Так что продаю, можно сказать, со слезами на глазах... Как и поётся в советской песне.