По улице Льва Толстого в Минске, под путепроводом — тем самым, который уже больше недели закрыт на ремонт, — едет автомобиль. Время позднее, транспорта пока нет, все спокойно. Вдруг в лобовое стекло автомобиля сверху прилетает что-то. Резкий звук удара, стекло разбивается. Что произошло, кто за это будет отвечать? Предположим, что такие вопросы возникли бы в голове у каждого.
«Получила удар куском бетона в лобовое стекло»
Путепровод между улицей Московской и проспектом Независимости в Минске закрыт на ремонт. Большой объем работ, справится планируют до конца года. Транспортные потоки перераспределены, водители понемногу привыкают.
— Это случилось в ночь с 14 на 15 февраля, в 01:53 ночи, — рассказывает корреспонденту Onlíner читатель Александр. — За рулем Honda была моя жена, она ехала по улице Льва Толстого в сторону проспекта Дзержинского. А когда проезжала под мостом, на котором ведутся работы (мост на улице Московской), получила удар в лобовое стекло куском бетона, который упал с моста. Стекло разбилось, осколки разлетелись по салону и порезали руки жены.
Водитель остановилась, вызвала ГАИ. Решение абсолютно правильное, ведь необходимо документально зафиксировать все случившееся. Автомобиль находился в движении, он получил повреждения, значит, есть основания расценивать случившееся как дорожно-транспортное происшествие. А если ДТП, то вызывать нужно именно ГАИ.
Правила дорожного движения (п. 2.18):
дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.
— Сотрудники приехали достаточно быстро. Осмотрели место происшествия, сфотографировали повреждения авто и сказали, чтобы жена ожидала другой экипаж. Через минут 40 этот экипаж приехал, инспекторы также осмотрели машину, сделали фото повреждений, составили протокол. Опросили мою жену, а также старшего смены работников, которые вели ремонт моста, — продолжает собеседник.
По его словам, водителю Honda сразу сообщили: случай не страховой, соответственно, и документов для страховой компании никто не выдавал. Каско на Honda не оформлено.
— Жене не выдавали копию протокола, но выдали справку о повреждениях автомобиля. Ей сказали, что виновника происшествия нет, но, на мой взгляд, виновником является та бригада, которая в тот момент разбирала мост тяжелой техникой: было видно, как эта техника производит работы, был слышен характерный звук ударов, — отмечает Александр.
Он утверждает, что между водителем Honda и одним из работников бригады состоялся небольшой разговор на месте происшествия. Этот работник также фотографировал повреждения авто. Однако никаких последствий эта беседа не имела, по крайней мере, так дела обстоят на данный момент.
Сколько стоит лобовое?
Автомобиль поставили во двор. Стекло разбито, никто не понимал, как нужно себя вести в этой ситуации.
— Сотрудник ГАИ сообщил, что из-за отсутствия виновника дело может быть прекращено. А если мы хотим получить выплату за нанесенный ущерб, то придется обращаться в суд, — продолжает Александр. — Мне же кажется, что должны быть также созданы условия для безопасного движения под этим мостом (чтобы, например, там повесили специальную сетку или огородили полосы движения в местах проведения работ).
Машину стали готовить к осмотру, который выполняли специалисты страховой компании.
— В страховой нам сказали, что будут делать запрос в ГАИ. Стоимость замены лобового стекла — 340 рублей, его поменяли, все сделали очень быстро. Каких-либо других, в том числе скрытых, повреждений обнаружено не было, — отмечает собеседник.
Таким образом, механические повреждения Honda устранены. Осталось разобраться с тем, за чей счет этот ремонт.
Как добиться компенсации? Порядок действий
Ситуацию мы обсудили с юристом Татьяной Ревинской. Ее мнение: случай, что называется, рабочий.
В первую очередь исходим из того, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 ГК).
Первое: вызвать ГАИ
Правильным решением было вызвать ГАИ на место происшествия. Важно сразу же зафиксировать время и место, а также полученные повреждения и прочие обстоятельства, относящиеся к делу. Все полученные документы обязательно сохраняем.
Случай и правду может быть не страховым, если только на автомобиль не оформлено каско. Потому как обязательное страхование гражданской ответственности водителями транспортных средств, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь №530 «О страховой деятельности», распространяется на случаи причинения вреда при использовании этих транспортных средств, а не на полученные ими повреждения.
Каско — вариант добровольного комплексного страхования транспортного средства, предназначенный для того, чтобы компенсировать расходы на ремонт в непредвиденных случаях, но об этом есть смысл думать только в тех случаях, когда каско оформлено.
Второе: определить ответчика
Установит ГАИ виновное лицо или не установит, но владельцу транспортного средства необходимо установить ответчика для направления претензии или для привлечения его в судебное разбирательство.
Это не так трудно сделать. У каждого путепровода есть конкретная огранизация, которая его обслуживает. Узнать ее можно, к примеру, в районной администрации. В нашем конкретном случае речь идет о путепроводе в центре Минске, где ведутся ремонтные работы. Значит, необходимо установить организацию, ответственную за ведение этих работ.
Третье: провести оценку повреждений
Затем следует обратиться в специализированную уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять оценку поврежденных транспортных средств, для определения размера причиненного ущерба. Документы собираем, если осуществляется ремонт, то все чеки и квитанции о выполненных работах также сохраняем.
Четвертое: предъявить претензию
Далее пора предъявить письменную претензию (с указанием в ней обстоятельств причиненного ущерба, суммы ущерба и требования о возмещении ущерба) к организации, ответственной за состояние путепровода или за выполнение работ на нем, как в данном случае.
Будет два варианта. Первый: организация признает вину и выплатит компенсацию (на этом конфликт считается исчерпанным). Часто ответственность дорожных служб и организаций застрахована, и компенсация будет выплачена страховой компанией.
Второй вариант: организация вину не признает и компенсацию выплачивать откажется. Что делать тогда?
Пятое: обратиться в суд
При получении отказа следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (ст. 933 ГК). Однако если судом будет установлено, что повреждение автомобиля не связано с ненадлежащим обслуживанием или проведением работ и нет вины организации в причинении вреда, то в возмещении вреда может быть отказано (п. 2 ст. 933 ГК).
Кстати, сумму, потраченную на проведение оценки повреждений, и прочие сопутствующие затраты имеет смысл добавить в исковое заявление.