Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?

30.09.2022 05:39
Транспорт

От качества топлива зависит "здоровье" автомобиля, что не является для автовладельцев секретом. Производители также любят рассказать, что их топливо обладает некими очищающими свойствами. Но очищает ли оно в принципе?

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?

Для ответа на этот вопрос мы обратились за помощью к нашему старому знакомому – владельцу СТО Владимиру Зеленскому, в распоряжении которого были специальные реактивы и оборудование для тестирования топлива на предмет наличия в нем очищающих свойств Deposit Control Additive in Fuel Tet Kit, пишет Атвобизнес.

Чем чревато

Начнем с теории. Производство топлива регулируется строгими стандартами качества, обойти которые в угоду личной выгоде производителям очень сложно.

Одним из таких стандартов является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". Как следует из регламента, он "разработан в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности". Звучит серьезно.

Автомобильный бензин – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением.

Дизельное топливо – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

Топливо должно соответствовать требованиям регламента, при этом в бензине, например, не допускается применение присадок, содержащих свинец, марганец и железо, но допустимо содержание красителей (кроме зеленого и голубого цвета) и веществ-меток.

Все отложения в двигателе – это в основном остатки несгоревшего топлива и моторного масла. Они (отложения) являются углеродистыми, эффективно их растворить может только азот. Отложения загрязняют двигатель, и если их не удалять, впоследствии они превращаются в твердую и тяжелую фракцию, которая может нанести непоправимый ущерб. А это возможные проблемы с двигателем и сажевым фильтром, задиры на стенках цилиндров, нарушение теплообмена в камере сгорания и прочие неисправности, которые могут вылиться в дорогостоящий и долгий ремонт.

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?
На фото, сделанном при помощи эндоскопа, форсунка в камере сгорания покрыта твердой фракцией. Это значит, что со "здоровьем" автомобиля все не очень, в основном по вышеуказанной причине

Азотистых соединений, при помощи которых очищается двигатель, очень много, но в промышленных масштабах производятся две группы – полиэфирамины (группа №1) и полибутенамины (группа №2).

Производство веществ группы №1 сложное и очень дорогое, поэтому производители топлива данными веществами практически не пользуются ввиду высокой цены конечного продукта. Но у этого продукта есть неоспоримое преимущество – высокая температура воспламенения. Вещество не сгорает в камере и продолжает работать даже в выхлопном тракте, очищая его компоненты. Производство соединений группы №2 дешевле и проще, их используют практически все известные производители автохимии. Недостатком продукта является его сгорание в камере, в результате получается сажа.

В топливо, которое мы приобретаем на АЗС, моющие (очищающие) добавки вводятся искусственно при изготовлении, что является обычным мировым требованием к технологии изготовления топлива. Но сколько там этих добавок, есть ли они вообще на наших заправках (этого не исключаем) и в каком количестве, вам не расскажут, ограничившись общей информацией о том, что очищающие свойства есть.

Цена одинаковая, но какие качества?

Для начала на АЗС приобретаем бензин АИ-92 и дизель. Чтобы определить наличие активного моющего вещества и силы моющих свойств в бензине, наливаем топливо в колбу. Затем в бензин добавляем специальный реагент, и если в топливе присутствует азот, то бензин окрасится в цвет от голубого до ярко выраженного сиреневого. Если цвет топлива не изменился, значит, азот в нем отсутствует, а следовательно, и никаких очищающих (моющих) свойств тоже нет.

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?

Эксперимент, казалось, не задался с самого начала, поскольку при добавлении реагента цвет бензина практически не изменился, лишь появился иной оттенок, да и то на уровне погрешности в цветоощущении (слева – чистый бензин, справа – с реагентом). Озадачен был даже поставщик реагентов и автохимии, присутствовавший при эксперименте. Меняем реактивы, переносим все оборудование на улицу и повторяем попытку в лучах осеннего солнца.

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?

Но смена обстановки, как видите, не принесла успеха. Бензин упорно не менял свой цвет, что казалось весьма странным обстоятельством. В нем что, совсем нет очищающих свойств?

Применяем метод исключения и отправляем гонца на другую АЗС, поскольку реактивы и оборудование были тщательно перепроверены, их качество вопросов не вызывало. А вот с топливом… Прибывшая новая канистра бензина с крупной АЗС другой сети стала новым участником эксперимента. При добавлении реагента цвет топлива изменился, что говорит о том, что в нем присутствует азот, а значит, есть и очищающие свойства.

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?

Получается такая интересная картина: марка бензина одинаковая (АИ-92), но в одном топливе азотистых соединений, а значит, и очищающих свойств, мы не нашли, в другой же партии все ОК, азот и очищающие свойства есть, причем в достаточном количестве. И это при одинаковой цене за литр!

Принцип эксперимента с дизелем тот же. В колбу добавляем дизельное топливо, затем реагент и…

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?

Дизель превратился в мутную жижу (слева – дизель с реагентом, справа – без). Хотя при наличии в нем азота, а значит, и очищающих свойств, он должен был поменять цвет на голубой или сиреневый, как и бензин.

Отправлять гонца за новой партией дизеля на другую заправку мы не стали, к тому же гонец был против, а просто добавили в дизель специальную очищающую присадку, после чего повторили эксперимент. Результат – на фото:

Эксперимент: есть ли в бензине и дизтопливе обещанные очищающие свойства?
Слева направо: жижа, чистая солярка, дизель с добавлением очищающей присадки

Вердикт

Задачей нашего эксперимента не являлась реклама или антиреклама какой-либо сети АЗС, поэтому мы их и не называем. Но смысл, надеемся, вы поняли: заявленные очищающие свойства топлива могут быть сильно преувеличены, а кое-где их вообще может не быть.

Фото: автора