Ситуации при покупке автомобилей бывают разные. Иногда продавцы оказываются в таких сложных обстоятельствах, что готовы сделать солидную скидку относительно начальной стоимости. В этом на своём опыте убедился минчанин Виталий. Мужчина искал замену гибриду Chevrolet Volt и наткнулся на восстановленный «биток» из США — Fiat 500e. В конечном счёте малютка достался ему чуть ли не за половину рыночной стоимости! Рассказываем, как так вышло и есть ли подвох.
«Продавец упрашивал забрать хоть за сколько»
— От гибридного Chevrolet Volt у меня осталось только хорошее впечатление, ведь за год я проехал 50 тысяч км без единой поломки. А вот продавался автомобиль с большим трудом. Правда, я не хотел потерять на нём ни копейки от покупной стоимости: за сколько взял — за столько и отдал. Потом стал присматриваться к чистым «электричкам». У меня свой принцип подбора: начинаю с самых дешёвых объявлений. Они отрезвляют и дают понять, какова ситуация на рынке. Естественно, фильтр выдал мне ломьё, «битки» и Nissan Leaf, который я вообще за электрокар не считаю, — рассказывает наш герой. — Попался на глаза и этот Fiat 500e.
Электрический «Фиат», очевидно, не был обделён вниманием: при среднерыночной стоимости модели около 10 тысяч долларов продавец хотел за него получить $8 700. И при этом стояла пометка: «Срочно».
— Я набрал хозяина с вопросом, влезу ли я вообще в машину, а он и говорит: «Приезжай! Всё сам увидишь». Заглянул к нему в гараж, познакомились, и оказалось, продавец — классный мужик. Только вот с этой машиной у него всё непросто сложилось.
Предыдущий владелец выиграл электромобиль на американском аукционе за небольшую сумму, однако не обратил внимания на пометку: «Вандализм» (тип повреждения: Vandalism), которая сопровождала лот. Ничего не подозревающего белоруса ждал шок, когда контейнер прибыл в Беларусь. Изъяны и в самом деле были незначительными, но... отсутствовала батарея!
— Не выбрасывать же! Он заказал следом такую же машину, только сильно битую и на три года моложе — 2017-го. Все «мозги» и АКБ перекинул в первый 500е, а остатки стал распродавать. Как я понял, половина белорусских «битков» Fiat 500e ездят с его запчастями, — улыбается Виталий. — Пока он пять месяцев собирал машину, жена подала на развод, и ему нужно было продать электрокар. Честно говоря, я и сам не знал, стоит ли мне покупать. Прошлый хозяин упрашивал забрать хоть за сколько! И в итоге предложил цену, от которой я не смог отказаться.
Как отмечает владелец, одна из самых дорогих деталей в электрокаре — бампер. Он доступен только в сборе и стоит $1 000
Резиновая юбка бампера — не лишняя деталь. Она справляется со своей функцией, просто изрядно поизносилась
Так Виталию достался полностью готовый Fiat 500e почти в два раза меньше среднерыночной стоимости. Причём по техпаспорту электромобиль выпущен в 2014 году, а блоки управления, аккумуляторная батарея и некоторые элементы установлены от рестайлинговой версии 2017 года.
«100 километров зимой обходятся в 1,80 рубля»
За полгода Виталий проехал на электрическом Fiat более 24 тысяч км, хотя сам «пятисотку» даже машиной не считает, называя сухо «средством передвижения».
— В ней нет комфорта и хорошего оснащения. Она для того, чтобы доехать из одной точки в другую, подзарядиться — и назад. Так я каждый день отвожу жену на работу, а детей — на учёбу, после чего возвращаюсь домой к розетке. Вечером по схожему маршруту забираю всю семью.
— Как и любой электромобиль, этот «Фиат» — лютая «зажигалка». Максимальную скорость в 141 км/ч выжимает легко, так что до Заславля я добираюсь за семь минут, — делится впечатлениями мужчина. — «Сотку» набирает за девять секунд! Летнюю резину я срезал за два месяца — с таким сумасшедшим разгоном это неудивительно. Сама по себе 500е коротенькая, но тяжёлая, из-за чего машину не носит на высоких скоростях. Колею на дороге она перепрыгивает легко, даже неплохо подгребает снег.
— Запас хода небольшой, да и влияет на него всё подряд: от ветра и погоды до стиля вождения и шин. Установил зимнюю резину, так она какая-то гулкая на этих «пятнадцатых» колёсах, и расход выше на 10%. Конечно, можно включить режим жмота и не пользоваться печкой, подогревом сидений, ехать медленно — да, потребление заряда уменьшится. Но зачем? Тут и так комфорта немного. Поездка должна приносить удовольствие, а не становиться пыткой.
— Автомобиль комплектуется батареей на 24 кВт, живых из которых 21 кВт. Они позволяют проехать зимой 80-110 километров, а летом — 140-170 км.
— АКБ здесь уже от рестайлинговой версии, то бишь увеличенной ёмкости и с другой химией. Вообще, опыт с Chevrolet Volt и этим Fiat 500e показывает: чем больше ездишь, тем меньше деградация батареи, — убеждён наш герой. — Первое время был страх разрядиться в дороге, особенно на трассе. Нужно понимать, что в городе проехать получится больше заявленных производителем километров, ведь подключается режим рекуперации. На трассе мощность из батареи высасывается. Это чисто городская машинка.
— Дома у меня льготный тариф на электроэнергию. Если посчитать, во сколько обходится дорога, получаются приятные цифры. За 100 км зимой — 1,80 BYN, летом — 1,10 BYN. А вот при зарядке на «столбиках» общественных ЭЗС по цене электромобиль недалеко уходит от «бензинки» и проигрывает «дизелю».
Как отмечает Виталий, в тёплое время года от обычной розетки батарея Fiat 500e заряжается на 25 км дороги за час. Зимой — на треть медленнее. Полная подзарядка с 0 до 100% займёт порядка семи часов.
«Ни запчастей, ни специалистов»
По словам владельца, в обслуживании Fiat 500e неприхотлив и надёжен. Правда, если вдруг что-нибудь сломается, мастера придётся искать долго — равно как и запчасти.
— Когда на улице был мороз −16 градусов, бортовой компьютер выбивал ошибки. Как потом оказалось, села 12-вольтовая батарея. В процессе поиска причин неисправности выяснил, что специалистов по Fiat 500e у нас не найти. Единственный откликнулся в «Инстаграме». Он предположил проблему с аккумулятором или контактором, цена замены которого, между прочим, 400 долларов! Выяснилось, что дешёвый «аккум» приказал долго жить: всё-таки от него питаются климат-контроль, фары и всё остальное. За сто долларов я купил уже дорогой для авто с функцией Start-Stop, поставил, и ошибки больше не появлялись.
У Виталия всегда с собой портативный сканер, который позволяет читать ошибки в ЭБУ. По его словам, для владельца электрокара вещь крайне необходимая
За время эксплуатации дважды менялась техническая жидкость в редукторе. По словам нашего героя, процедура необязательная и производилась «для себя» — из праздного любопытства.
— Электрический 500e сильно отличается от обычной модели с ДВС, поэтому здесь установлена усиленная подвеска. Отсюда стандартная болезнь: с конвейера они выходят с гремящими тарелками крепления амортизаторов. Если ездить только по асфальту и не знать об этом нюансе, то можно и не заметить.
В числе «болячек» — шестерня стеклоподъёмника, которая изнашивается очень быстро
— Прошлый хозяин предупреждал, что при необходимости я могу забрать у него любые запчасти. Так он отдал ступицу в сборе, рулевую рейку, зарядный порт и даже предлагал аудиосистему прихватить. Широкой души человек, дай ему бог здоровья. Костя из Боровлян, ты красавчик! — передаёт через нас привет бывшему владельцу собеседник.
Колёса у Fiat 500e расположены по краям кузова, благодаря чему для салона отведено больше пространства.
— Внутри на удивление вместительно. Если сложить задние сиденья, то можно даже перевозить небольшие грузы. Хотя 500е как основную машину здравомыслящий человек себе вряд ли купит.
Виталий ради любопытства выставлял свой Fiat на продажу и подтвердил собственную теорию: интереса к модели нет. Что поделать — неликвид. «Кушать не просит, а обслуживание копеечное», — не унывает мужчина. Он предполагает, что проедет на электрокаре ещё 25 тысяч км, прежде чем всерьёз задумается о реализации.
— С другой стороны, я машину купил за такие деньги, что она полностью себя окупит даже после 100 тысяч км, — напоследок говорит владелец.
Что же, пожелаем Виталию удачи и быстрых зарядок на пути!