Автовладельцы регулярно заявляют, что «машины нынче не те», мол, создают их маркетологи, а не инженеры, да и вообще солнце раньше светило ярче. Отчасти это правда: в прошлом осталось немало удачных моделей. К таким можно причислить легендарный VW Sharan, который полюбился белорусам в нулевых годах и по-прежнему остаётся востребованным на «вторичке». Сегодня Av.by посмотрит, как на кузов минивэна повлияли 13 лет, проведённых в Беларуси. Машина прошла 400 тысяч километров без капремонтов двигателя и кузова.
«Пробег точно родной: пригонял близкий родственник!»
Героя для данного материала мы искали целенаправленно, останавливаясь на «Шаранах», что давно находятся в одних руках. Этот минивэн на съёмку привёз Евгений — у его родных автомобиль уже 13 лет.
— У нас обычная белорусская семья из четырёх человек. Родители долгое время ездили на Renault Scenic, до которого был VW Passat. Они думали поменять «француза» на какой-либо седан, поэтому ездили по авторынкам в поиске подходящего варианта. К сожалению, ничего привлекательного не нашли. На тот момент наш родственник занимался пригоном автомобилей из Европы, он предложил хорошую машину. Мол, уже везёт, а мы будем первыми, кто её увидит. Модель не назвал, сказав, что это «Фольксваген».
В назначенный день родственник приехал на Sharan, — вспоминает Евгений. — Папа сперва испугался размеров автомобиля: сел за руль и посмотрел в зеркало заднего вида — настоящий автобус! Большие окна, светлый салон, удачный цвет и третий ряд сидений в багажнике! Вопреки ожиданиям, машина сразу всем понравилась.
— Сперва на «Шаране» ездил отец, потом, когда мы с братом получили права, он пересел на пассажирское сиденье. Иномаркой пользуется вся семья, но в последнее время я чаще всех.
VW Sharan выпуска 2001 года сменил иностранную «прописку» 13 лет назад и надёжно закрепился в белорусской семье. На момент пригона пробег минивэна составлял 240 тысяч километров.
— Машину привезли из Бельгии. Насколько нам удалось узнать, пробив историю по VIN-номеру, она числилась у одного владельца с момента выпуска и до продажи в Беларусь. Относительно недавно количество километров на одометре перевалило за 400 тысяч. Пробег точно родной: родственник-то близкий! — не без иронии добавляет мужчина. — Тем не менее по всем блокам авто проверяли у дилера — ничего не скручивалось.
Прежде чем продолжить беседу с Евгением об обслуживании минивэна, его поломках и вложениях в него, осмотрим кузов вместе с экспертом.
«Без повреждения порог сохранился бы лучше»
Проверить состояние кузова VW Sharan мы отправляемся в центр антикоррозийной защиты KROWN. Возле подъёмника нас встречает Денис Зудов, специалист сервиса, который и проведёт осмотр автомобиля.
— Начнём по порядку. На передней колёсной арке есть заводская подготовка кузова в виде нанесённого слоя гравитекса. Локально из-под него пробивается ржавчина, соответственно нарушается заводское ЛКП, поэтому видно его отслоение. Небольшие очаги коррозии встречаются на внутренней кромке крыла.
— Далее ситуация немного хуже. Слабым местом данной модели является нижняя часть переднего крыла: за брызговик забрасывает большое количество грязи, песка и влаги. В итоге выгнивает соединение порога и крыла. Судя по тому, что я сейчас вижу, в скором времени здесь образуются сквозные дыры. Возможно, если там останется металл, какой-то ремонт условным стекловолокном замаскирует неприглядную картинку. По-хорошему скоро всё же потребуется замена крыльев.
— Дверь пока без сквозной ржавчины, но по нижней части коррозия ползёт из-под герметика. Лучше всего это видно на подъёмнике. Она образуется в вальцованном соединении. Со временем герметик поднимается, и под ним появляется разрушение из-за скопления влаги. Когда мы изучаем с вами новые автомобили, то зачастую рекомендуем устанавливать защитную бронеплёнку на часть порога, которая может царапаться. Хотя это не всегда панацея, здесь мы видим как раз не обработанный вовремя скол вне зоны действия пластиковой накладки.
— Ситуация с порогами станет понятнее при осмотре снизу. Тем не менее видно, что их частично подкрашивали, однако не везде это помогло. По передней части порог прогнут… — перечисляет Денис.
— Машина упала с домкрата на подложенные поленья, из-за чего повредился элемент, — вступает в диалог владелец. — Помяло наружную часть и подложку.
— Задние двери в хорошем состоянии — к ним вопросов нет. Колёсная арка имеет поверхностную коррозию, потребуется лишь окрас — прибегать к сварке не придётся. Здесь показательно то, как в шве между бампером и крылом скапливается песок, который перетирает ЛКП. Ржавчина в таких случаях станет вылезать изнутри.
— У первых «Шаранов» была проблема с замком крышки багажника. Она выгнивала насквозь так, что у владельцев нередко ручка оставалась в руке. Здесь, видимо, даже родная краска, потому как просматривается слой оцинковки в месте скола, а также ровно установлены шильдики. При вторичном окрасе их редко размещали прямо и симметрично. Пускай и небольшой, зато приятный плюс этой машины.
— Что подкрашивалось в минивэне? — попутно интересуемся у владельца.
— Частично левая сторона с крышей и капот целиком, — отвечает хозяин VW Sharan.
— С правой стороны тоже наблюдается кустарный ремонт порога, в месте которого начинает проявляться ржавчина. Здесь задняя дверь в отличном состоянии, а у передней ситуация такая же, как у симметричной левой. Судя по тому, что проблемы проявляются в тех же местах, речь идёт про конструктивную особенность. Значит, где-то в одном месте скапливается влага, в связи с чем разрушается лакокрасочное покрытие.
— С обеих сторон вокруг дверных ручек есть вздутия ЛКП — болезнь всех «Фольсквагенов» с таким типом элемента. Причём в конкретном случае ситуация неплохая, в отличие от Passat и Golf аналогичного возраста. От открытия и закрытия краска постоянно повреждается. Зимой она может вообще замёрзнуть, лёд приклеится к ручке, и владелец самостоятельно будет разрушать ЛКП, не зная об этом.
— Здесь видны накладка и последствия гаражного ремонта…
— Да, пытались исправить следы от падения с домкрата, но не получилось. В итоге с левой стороны решили оставить как есть, — поясняет владелец.
Изучив подопытный VW Sharan снаружи, специалист установил подъёмник выше, чтобы взглянуть на изнаночную часть автомобиля.
— Самое интересное снизу начинается с передних лонжеронов. Здесь заводской слой гравитекса отслаивается с приличной скоростью. На данный момент никакой функции он не несёт, — отмечает эксперт. — Раньше под ним скрывалась ржавчина, а теперь он отшелушивается.
— Далее идёт также заводская грунтовка. Её лучше снять или сбить мойкой высокого давления, иначе в этом пузыре будет эффект парника и скопится конденсат. Насколько можно увидеть, живой металл здесь ещё есть, однако ржавчина очень рыхлая и обильная.
— Что будет, если не снять антигравий или заводскую обработку?
— Подчеркну: в нашем случае эта защита уже не работает. Если её не удалить, то между ней и кузовом будет скапливаться влага.
— У этой модели довольно слабое место — данная часть порога. Так получается, что именно сюда приходится большое количество воды и соли от передних колёс. Металл пока не «гуляет», но активно разрушается с одной и другой стороны. Нужно вырезать порог, варить ответную часть и наваривать накладку. Всё ремонтопригодно!
— По днищу много поверхностной коррозии, но критичных очагов нет. Всё-таки это минивэн — его силовая конструкция упрочнена изначально. Да, неглубокое разрушение и кое-где щелевое проявляются, но машине 23-й год — это закономерная картина. Тем более «Шаран» предназначался для того, чтобы на нём ездили, причём много: белорусская классика — дизельный минивэн.
— В задней нише кузова традиционно чуть больше ржавчины, однако катастрофы не наблюдается. По сути, можно нанести на днище антикоррозийную обработку, сохранить металл и ездить дальше.
Когда внешний осмотр днища был завершён, Денис вооружился эндоскопом — грех не заглянуть во внутренние полости.
— Удивительно, но внутренняя часть порога целая! То есть центральный компонент вырезать не придётся при кузовном ремонте. Хороший кузовщик справится локально — заводские элементы лучше сохранять по максимуму. Внутри видна какая-то плесень, образовавшаяся от влаги, но деталь неплохо выглядит.
— А вот справа ситуация похуже: заметна обильная коррозия. Не сквозная, но тем не менее. В целом от машины я ожидал лучшей картины. Видимо, сказалось повреждение порога. Без дефектов он сохранился бы.
— Как уже говорил владелец, капот родной и подкрашивался. Нормальная история, когда автомобилем регулярно пользуются.
Визуально стаканы амортизаторов целые и без ржавчины, что хорошо. Кстати, капот тоже живой. Поверхностное разрушение присутствует, но глобальных проблем не имеется. Во многом благодаря дренажным отверстиям, которых здесь четыре. Они сохранили один из термонагруженных кузовных элементов автомобиля.
— Для этих моделей полмиллиона километров — не предел. Если технически машина будет исправна долго, то кузов важно и нужно сохранять. В нынешних условиях, когда стоимость дизельных минивэнов из Европы высокая (22—25 тысяч долларов), а в салонах новых авто нет, их ценность на вторичном рынке возрастает, — резюмирует эксперт. — На мой взгляд, ремонт данного VW Sharan обойдётся в тысячу-полторы долларов, зато потом автомобиль продолжит служить верой и правдой.
«400 тысяч км — без капремонта двигателя»
Завершив осмотр автомобиля, мы продолжили интервью с владельцем VW Sharan. По его словам, к 400 тысячам километров пробега минивэн посещал СТО для штатного обслуживания.
— В основном меняли расходники. Из крупного — один раз чинили сцепление. Также устраняли подтекание масла из-под клапанной крышки двигателя, но обошлось заменой прокладок, — перечисляет Евгений. — А вот по кузову были и есть нюансы: приходилось частично перекрашивать элементы, но сварочных работ никогда не проводили. Капитального ремонта двигателя, кстати, тоже не было.
Под капотом 23-летнего VW Sharan трудится 1,9-литровый TDI — легендарный дизель концерна VAG. Мотор агрегатирован с механической КПП.
— Наверное, до 2015—2016 года расход топлива и работа двигателя были идеальными. По трассе — 6,5—7 л, в городе — на литр солярки больше. Затем проблемы начались, видимо, из-за возраста и неправильно настроенного лямбда-зонда. Аппетит «Шарана» вырос. Зимой при неспешной езде по трассе можно вписаться в 7 литров, а в городе — ближе к 9 л. Хотя по нынешним меркам тоже неплохо. Двигатель не капиталился, однако ему явно предстоит это в скором будущем.
— В числе минусов можно назвать традиционно слабый головной свет в VW Sharan. Стёкла фар быстро мутнеют и стираются, но это решаемый вопрос. Нет подогрева сидений. Впрочем, легко отыскать нужные кресла на разборке и даже попасть в цвет салона. Я думаю, что не стоит искать недостатки в этой модели. Хотя комплектация средняя, здесь очень хороший звук: все друзья удивляются, как штатная аудиосистема работает на ура.
— За салоном мы стараемся следить. Светлая обивка кажется маркой, но вынуждает водителя всегда подкладывать коврик или тряпочку, чтобы не испачкать машину. Дисциплинирует! Думаю, если отвезти машину на детейлинг, то будет совсем «лялечка».
— «Шаран» зарекомендовал себя как идеальный автомобиль. Посетовать можно только на габариты. Парковаться не всегда удобно, и иногда дважды подумаешь, стоит ли пробовать. Мы не раз помогали друзьям переезжать, а в такие моменты VW Sharan — незаменимый товарищ. Не было чего-то такого, что в него не удавалось поместить.
— Если Passat ассоциируется с картошкой, то Sharan — с «закупами». Легенда в вашем случае тоже работает?
— Конкретно на «закупы» в Польшу не ездили, но не раз семьёй отправлялись на отдых и возвращались обратно в набитом до отказа минивэне. Вещей, подарков и фруктов было буквально под потолок!
— Планируете продавать автомобиль или он уже стал членом семьи?
— Думаю, его можно так назвать — всё-таки 13 лет в наших руках! Все привыкли к этому «Шарану», я сам знаю его вдоль и поперёк. Поэтому в семье минивэн останется до самого конца. Ну а себе я всё же планирую купить более молодёжную машину, пока сам не женился.