Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня

11.10.2022 16:18
История

Это было очень тяжелое и вместе с тем совершенно необычное время. Для одних – период крушения всего внутреннего мироустройства и привычного уклада жизни. Для других – время новых колоссальных возможностей, чтобы обогатиться, выделиться из «серой толпы».

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня

Наш «мир потребления, каким мы видим его сегодня, зародился именно тогда, в «девяностые»…

Еще вчера человек работал в народном хозяйстве, служил в армии и правоохранительных органах, а сегодня потерял рабочее место и средства для существования. Но при этом получил свободу передвижения.

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня
Работники таможни рассматривают обнаруженные ими наркотики.

Если ранее граждане могли попасть за кордон лишь по турпутевке от профсоюза раз в 15 лет, то с распадом СССР порядок значительно упростился. И за рубеж для заработка хлынули сотни тысяч людей. Последствия наступившей свободы намного обошли прогнозы аналитиков. В Восточной Европе начался великий выездной бум.

Брест во все времена был городом пограничным – и отсюда в Польшу и далее в Европу шли не только автомобильные, но и железнодорожные пути. Мы часто вспоминаем очереди на границе, длина которых измерялась не просто километрами – десятками километров. Простая цифра: только в 1990 году через Брест за рубеж проследовали 5,5 миллиона граждан.

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня

Не меньший поток шел обратно. Брестская таможня считалась одной из крупнейших и во времена СССР, и после распада Союза. О буднях таможенников в автодорожном пункте пропуска «Брест» уже сказано немало. Но ведь был еще и железнодорожный пункт пропуска.

И в нем у сотрудников таможни тоже хватало работы.

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня
Сотрудники Брестской таможни. Ж/д вокзал. 90-е

В 1990-е, как и сегодня, трансграничная торговля процветала. Много товаров и изделий граждане везли вполне легально: что-то из нашей продукции можно было выгодно продать в Польше, а что-то было не менее выгодно везти оттуда к нам. Но и желающих нажиться на этих потоках нашлось немало: контрабандисты орудовали по обе стороны Буга.

В Европу уходили антикварные и ювелирные изделия, в обратном порядке активно следовали наркотические вещества. Брестский вокзал был популярным каналом для контрабандистов – здесь не было многокилометровых очередей, в которых люди могли стоять и по несколько дней, зато в поездах можно было выгодно что-то припрятать.

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня
Картина, конфискованная после таможенного досмотра в Бресте.

Однако такие каналы регулярно вскрывались сотрудниками таможни. Со временем в этой сфере стали наводить серьезный порядок, и принцип «Дал денег – шлагбаум поднялся» быстро сошел на нет. Но сама контрабанда – как явление и желание отдельных людей нажиться за счет обмана – никуда не исчезла. Просто контрабандисты стали другими – более хитрыми и изощренными. Вместе с ними стали более внимательными и сотрудники таможни.

Это были «девяностые»… Брест. Вокзал. Таможня
Протокол задержания предметов контрабанды, составленный сотрудниками брестской таможни.

История учит, что контрабанда может быть побеждена лишь в двух случаях. Первый – когда люди начинают испытывать отвращение к тому товару, который предлагают контрабандисты, как это было в случае с работорговлей. Второй – когда товар, который провозят нелегально, перестает быть запрещенным, как это было в случае с алкоголем после отмены сухого закона.

Таковы были суровые реалии 90-х и нулевых…

Источник: Pogranec.by